Манипуляция – это преднамеренное скрытое побуждение окружающих людей принимать необходимые решения и выполнять определенные действия.
Коммуникативные взаимодействия в педагогической практике
Если взять за основу многообразие коммуникативных взаимодействий по типу «учитель — ученик», обращая внимание на их качество, то можно говорить о двух распространенных типах педагогического общения.
Первый тип определяется в качестве реального педагогического общения. Схематично его описывают с помощью формулы: «субъект (ученик) — учитель». Эта формула означает, что оба партнера в коммуникации выстраивают собственное взаимодействие с учетом психологических особенностей друг друга.
Реализуя данный тип общения, учителя при формулировании требований изначально предполагают в своих учениках определенное отношение. Для принятия требования со стороны учеников, учителю необходимо сформулировать его должным образом (например, «это должно быть выполнено, потому что...»).
Второй тип педагогической коммуникации широко распространен в российских школах. Он называется педагогическое манипулирование. Учитель здесь выступает не как субъект общения, а как субъект воздействия. Ученики, соответственно, становятся объектом воздействия (не взаимодействия).
Особенности педагогических манипуляций
Педагогическое манипулирование — это не процесс полноценного общения, а его замена. Речевое поведение преподавателя и учащихся внешне выглядит как общение, поскольку происходит обмен словами. Но психологически преподаватель строит свою фразу и не ждет при этом от ученика личного отношения к ней. Такое общение не предполагает индивидуальную оценку.
Педагогическое манипулирование связано не только с действиями учителя. Обучение в наших школах выстраивается таким образом, что в нем слабо учитываются возрастные особенности учеников. Чаще всего работники образовательных учреждений не обращают внимания на индивидуальность каждого школьника (например, отсутствие школьных предметов по интересам, невозможность учиться у того учителя, который нравится). Российские школы, как правило, ориентированы на учеников как объектов обучения.
Учителя начальных классов формулируют систему специальных правил и требований, пытаясь достичь их беспрекословного выполнения. Они ориентируются на школьника как объект, не просчитывая последствия своих действий. Педагоги реализуют формальное общение и используют следующие методы:
- Контроль поведения;
- Эмоциональное и административное давление,
- Вызов в ученике чувства страха, подавленности, пассивности.
Педагогическое манипулирование приводит к тому, что дети становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными или полностью выходят из подчинения. В обоих случаях происходит нарушение гармоничного развития личности, торможение становления свободного творческого мышления. Таких детей развивают как исполнителей, готовых, в основном, к репродуктивной деятельности.
Использование средств и способов манипулирования в педагогической практике неэффективно по двум причинам. Во-первых, этот процесс тормозит свободное развитие творческого мышления у школьников. Во-вторых, манипуляции нарушают педагогическую реальность, поскольку у ученика есть сознание, психическая активность, собственные интересы, желания и потребности. Воспитанник не должен быть объектом воздействия. Лучше, когда он будет выступать в качестве субъекта взаимодействия.
От вреда, который приносят школьные манипуляции, необходимо защищать не только школьников, но и самих учителей. При реализации формального общения с учениками, преподаватели начинают испытывать отчуждение от собственного труда, перестав чувствовать радость и удовлетворение. К концу рабочего дня у них может наступать изматывающая усталость, а утром следующего дня нужно вновь повторять те же действия (требование, контроль, оценивание, наказание и др.).
Признаки и типы манипуляций
Признаки манипуляций включают:
- Оказание психологического воздействия;
- Отношение манипуляторов к другому человеку как к средству достижения своих целей;
- Стремление к получению одностороннего выигрыша;
- Воздействие обладает скрытым характером;
- Использование силовых методов, игры на слабостях и др.
Для манипулятора несущественно, каким качествами обладает человек, который находится перед ним. Для него важно, каким образом можно использовать данные качества в своих целях.
В психологии рассматриваются различные типы самых частых манипуляций. Они характерны и для педагогической области. В первую очередь, манипуляторы стремятся провоцировать защитные реакции, замешательство, дезориентацию. Они могут формировать впечатление, что настроены на сотрудничество. Главные манипулятивные игры — это игра на нетерпимости, игра на чувстве жадности и игра на безысходности.
Манипулятор использует запланированные «трудные» уступки, намеренно затягивает время обсуждения, может провоцировать интерес к партнеру. Если человек принимает чью-то оценку ситуации и начинает планировать какие-то действия в зависимости от данной оценки, то можно считать, что манипулятор достиг своей цели.
Психологи отмечают, что в педагогической практике чаще всего можно встретить несколько типов манипуляций. Каждый человек в определенной степени или ситуации может быть манипулятором. В школьных манипуляциях в этой роли выступают работники образовательного учреждения, родители и даже сами дети.
Выделяется несколько типов манипуляторов:
- Диктатор (манипулирует с помощью приказов, угроз, подавления);
- Тряпка («жертва» диктатора, приспособленец, беспринципный и бесхребетный человек);
- Вычислитель (манипуляции с помощью хитрости и контроля);
- Прилипала (преувеличивает собственную зависимость от других, стремясь, чтобы за него выполнили всю работу);
- Хулиган (управление путем угроз, намеренный показ жестокости);
- Судья (манипулирует путем использования обвинений) и др.
Данная классификация носит условный характер. Для любого человека в той или иной степени характерны черты всех перечисленных типов манипуляторов. В отечественной системе образования наиболее часто встречаются такие типы, как диктатор, тряпка и судья.