Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая занимается изучением психологических особенностей лиц с речевыми расстройствами. Логопсихологи исследуют возможные варианты использования психологических технологий в рамках комплексной коррекционной работы по преодолению нарушений речи.
Предмет, цель и задачи логопсихологии
Логопсихология является частью специальной психологии, которая посвящена изучению причин, механизмов, симптомов, течения, структуры психических расстройств у людей, имеющих нарушения речи первичного характера. Она определяет механизмы психической адаптации, разрабатывая систему психологической помощи.
Отрасль начала использоваться в качестве практической прикладной дисциплины, что было обусловлено необходимостью оказания психологической помощи лицам с нарушениями речи. Ученые затрудняются с названием времени и места ее возникновения, так как информация о применении психологических знаний, как и интерпретация соответствующих аспектов речевых расстройств, встречается в разных странах и в разные периоды.
Предмет логопсихологии представлен психическими особенностями лиц с нарушениями речи и методами психологической помощи (коррекция и терапия). Цель дисциплины состоит в оказании психологической помощи лицам с речевыми нарушениями.
Логопсихология призвана:
- Изучить механизмы взаимодействия психических и речевых процессов;
- Оценить человеческую психику с точки зрения целостного подхода как основы оптимальной диагностической и коррекционной практики;
- Изучить психологические особенности лиц, которые страдают различными формами речевых патологий;
- Разработать методы дифференциальной диагностики, которые дают возможность определить первичное речевое недоразвитие в числе сходных по внешним проявлениям состояний (например, аутизм, нарушение слуховой функции, ЗПР, сложные недостатки развития);
- Совершенствовать методы психологической профилактики и коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.
Логопсихология связана с многими науками. Она находится на пути разработки собственной теоретической основы, продолжая преимущественно заимствовать их у других, наиболее близких дисциплин. Наиболее тесно она связана с психологией и лингвистикой. В частности, логопсихологи используют методы и инструменты общей психологии и языкознания, теории коммуникации (прагматика), психолингвистики, патопсихологии и др.
Связь с логопедией
Роль логопсихологии в практической деятельности логопедов связана с тем, что логопедия и логопсихология носят взаимодополняющий характер. Это связано с тем, что знания о психологии лиц с речевыми нарушениями предназначены для уточнения и углубления исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структурах речевых дефектов. В свою очередь, информация о расстройствах речи позволяет уточнить конкретную роль речи для соответствующих психических функций.
Особое значение психологическая диагностика имеет для логопедии, поскольку речь напрямую связана со всеми психическими функциями. Диагностирование лиц с речевыми расстройствами необходимо для выявления отклонений психических характеристик от нормы. Этот процесс помогает оценить переживания субъекта по поводу своего дефекта, позволяя определить искажения восприятия состояния, дезадаптивные программы поведения и планирования.
Методы психологической диагностики в логопедии и логопсихологии могут быть подвергнуты разным классификациям для решения отдельных задач. В общем виде психодиагностические методы делятся по следующим признакам:
- Направленность;
- Теоретический конструкт, на котором они основаны;
- Форма применения (например, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, опросы, тестирование).
Таким образом, логопсихология играет важную прикладную роль для логопедов:
- Во-первых, она предопределяет место речи в качестве ключевой высшей психической функции в системе прочих высших и элементарных психических функций.
- Во-вторых, она использует современные средства диагностики, которые позволяют выявить структуру дефекта.
- В-третьих, методы логопсихологии способствуют установке характера адаптивных психических реакций субъекта на речевые дефекты. В-четвертых, дисциплина предложила дифференцированные методы помощи, помогающие решать различные задачи (например, выработка или компенсация недостающих психических функций, установление оптимальною контакта с лицом, страдающим речевым дефектом, формирование мотивации для исправления дефекта речи).
Значение логопсихологии для практикующих логопедов
Теория обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи основана на знаниях о строении нервной системы, ее функциях и особенностях развития. Логопеды должны ориентироваться в вопросах детской психопатологии, иметь представление о самых частых формах психических нарушений у детей (так называемые пограничные состояния, которые проявляются в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрения и задержка психического развития).
Большая часть речевых нарушений связана с органическим поражением центральной нервной системы. По этой причине их диагностика может быть произведена лишь через совместные усилия логопеда и врача-невропатолога. При речевых расстройствах наблюдаются различные нарушения психической деятельности, в том числе отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др.
Для работы с речевыми расстройства требуется правильная оценка места нарушений в структуре речевых расстройств, а также анализ механизмов их возникновения. Специалисты должны разграничивать первичные (вызваны поражением ЦНС) и вторичные нарушения психической деятельности. В связи с речевым дефектом это становится компетенцией врачей-психоневрологов. Эта информация имеет значение для проведения точного педагогического анализа речевого нарушения. В дальнейшем это позволяет правильно организовать логопедическую работу, выбрать профиль специального учреждения.