Аналитико-синтетическая работа мозга
Физиологической основной аналитико-синтетических операций является кора больших полушарий: здесь происходит высший анализ сенсорной информации, поступающей по афферентным путям и синтез всей информации в целостное восприятие окружающей действительности с последующим формированием поведенческого ответа.
Первоначально сенсорная информация собирается с периферии и по афферентным путям поступает в первичные зоны коры головного мозга: здесь происходит анализ отдельных раздражителей от конкретных рецепторов.
Затем эти отдельные ощущения проходят дальнейший анализ уже во вторичных полях коры головного мозга, где они формируются в комплексы ощущений, обуславливающие процессы восприятия.
Финальной точкой анализа сенсорной информации являются третичные поля - здесь происходит высший анализ и синтез сенсорной информации: на основе проделанного анализа и с учетом уже предыдущих следов раздражений формируются цели и задачи поведения, программируется поведенческий ответ.
Первичные и вторичные поля есть у человека и животных: первичные поля формируются ранее всего в онтогенезе. Третичные же поля есть только у человека: они занимают около половины зоны коры больших полушарий и созревают позднее всего в онтогенезе. Причем их развитие связывают с развитием функции речи. Территориально третичные поля находятся на границах теменных, височных, затылочных областей коры, а также в области лобной доли.
Структурной единицей коры больших полушарий является нейрон, а также большое количество межнейронных связей, которые формируются благодаря аналитико-синтетическим функциям мозга: чем больше информации обрабатывает человек, тем больше она закрепляется в виде межнейронных связей.
Таким образом, аналитико-синтетическая функция мозга является важной в формировании основных психических процессов: ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, воображения, речи. Помимо этого, она является центром формирования простых и сложных поведенческих реакций, способствует развитию планирования и целеполагания нашей деятельности.
Единство аналитико-синтетических процессов: формирование стереотипов поведения
Анализ - это процесс дифференцирования поступающей информации, способность разделять воздействующие раздражители на отдельные свойства и признаки.
Синтез - это процесс объединения отдельных наиболее важных признаков и характеристик и формирование на их основе сложных комплексов и систем.
Сенсорный анализ начинается в самих рецепторах и завершается в подкорковых центрах ЦНС, а высший анализ происходит непосредственно в коре больших полушарий.
Анализ и синтез - это два неразрывно связанных, дополняющих друг друга и параллельно протекающих процесса. Благодаря сенсорным системам организм различает, разделяет, анализирует большое количество сенсорной информации, которая нас окружает, выделяет отдельные признаки и характеристики, на основе которых впоследствии синтезируется целостное представление об этих раздражителях.
Единство аналитико-синтетической работы коры больших полушарий способствует тому, что человек способен выделять из всего многообразия окружающей среды отдельные элементы, объединять их в целостные системы и образования представлений, которые становятся значимыми для человека
В результате процесса синтеза формируется динамический стереотип. Это последовательных условно рефлекторных реакций на последовательное воздействие раздражителей (условных и безусловных), которые повторяются в строго определенной последовательности. В результате закрепления одного рефлекса запускается другой, и более того, исходный стимул в таком случае запускает всю рефлекторную цепь. Наиболее яркие примеры динамических стереотипов - привычки, автоматизмы, отработанные навыки в реализации повседневной деятельности, привязанности.
Динамический стереотип способствует экономии энергии коры больший полушарий и увеличивает скорость протекания более сложных и комплексных рефлексов. Однако перестройка динамических стереотипов - это сложный и трудоемкий процесс, который наиболее четко и ярко прослеживается в процессе обучения и переобучения.
Динамический стереотип является базовой формой поведенческого ответа, который формируется в результате процесса синтеза. Конечно же, более простые формы поведения способствуют и развитию более сложных поведенческих актов, однако для создания таких сложных форм поведенческой активности необходимы процессы целеполагания и планирования.
Формирование целенаправленного поведенческого акта
Поведенческий акт – это некий комплекс взаимосвязанных реакций, который реализуется организмом для адаптации и приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Формирование целенаправленного поведенческого акта наиболее оптимально описано П. К. Анохиным в его теории функциональных систем, основная идея которой заключается в том, что поведение - это интегративная единица, сформированная в результате объединения частных механизмов в целостную структуру.
Принцип формирования поведения выглядит следующим образом:
- Синтез афферентной информации: здесь происходит синтез информации, получаемый от периферических рецепторов, сигналов памяти и мотивационных центров. Мотивационные центры имеют принципиальное значение в формировании поведения. Для запуска поведенческого акта необходимы два типа сенсорных условий (афферентации): пусковая афферентация (внешние условные и безусловные раздражители) и обстановочная афферентация (внешние условия: привычная обстановка, вызывающая динамические стереотипы). Помимо этого, из памяти также извлекается значимая информация, полезная для формирования поведенческого акта.
- Принятие решения - планирование будущего поведения, продумывание, каким оно будет.
- Формирование образа цели - создание акцептора результатов действия: здесь оцениваются результаты будущего поведения при реализации планируемого поведения.
- Эфферентный синтез - формируется конкретная последовательность действий пока что без внешних проявлений (интеграция соматических и вегетативных возбуждений.
- Реализация программы действий: последовательность действий совершается, результаты действий поступают в акцептор, где подвергаются оценке (сличению с подготовленным ранее эталоном результата и цели). Если реальные результаты совпадают с эталонными результатами, то действие прекращается, если нет, программа действий перестраивается.
Таким образом, именно простроенная цель поведения, эталон результата являются регуляторными приемами формирования поведенческого акта.