В современной научной литературе активность личности изучается в философском (формы вешнего проявления личностной активности), психологическом (проявления активности на личностном уровне), педагогическом (изучение активности с позиций ее роли в обучении), лингводидактическом (изучение речевой активности), психолингвистическом (изучение мыслительной и речевой активности), физиологическом (исследование биологических факторов развития активности) аспектах.
Активность на биологическом и социальном уровнях
На биологическом уровне активность представляет собой врожденное свойство личности, обеспечивающее адаптацию личности к окружающей социально-природной среде, важнейшая предпосылка личностного развития.
Социальная активность представляет собой инициативность, деловитость, психологический настрой на реализацию определенных видов деятельности.
Данный вид активности не является врожденным, трансформируется в условиях социальной среды, что позволяет осуществлять целенаправленный процесс ее развития.
Таким образом, интегральная активность личности представляет собой активную жизненную позицию индивидуума, которая находит свое отражение в последовательном отстаивании собственных позиций, взглядов, инициативности, психологическом настрое на реализацию определенных видов деятельности; результат процесса актуализации смыслов, значений, мотивов, которая реализуется в различных видах деятельности, включая речевую.
Активность как важнейшая характеристика речевой деятельности
Речевая активность интерпретируется как свойство личности, которое проявляется в способности логически, последовательно строить собственные высказывания и интерпретировать обращенную к нему речь, качественно-количественная характеристика речевой деятельности.
И порождение, и восприятие речи может состояться только при условии интеллектуальной, психической активности личности. Степень активности, вовлеченности индивидуума в коммуникативное взаимодействие в значительной мере определяет полноту и глубину восприятия, эффективность реализации всех смысловых языковых операций на семантическом, лексическом, синтаксическом и пр. уровнях.
Принципы развития речевой активности
Речевая деятельность относится к интеллектуальным видам деятельности, соответственно, активизация речевых процессов способствует развитию познавательных интересов, мыслительных операций, личностному развитию в целом.
Развитие речевой активности представляет собой длительный процесс, организация которого должна осуществляться с раннего возраста при максимально полном учете следующих принципов:
- ориентация на зону ближайшего развития личности. Учет актуальных потребностей личности, уровня ее развития и познавательных процессов позволяет определить условия для стимуляции и расширения выявленных интересов;
- принцип активного соучастия личности в процессе отбора информации, учета индивидуальных характеристик каждой личности, реализации дифференцированного, индивидуально-ориентированного подхода к организации процесса речевого развития;
- интеграция, вовлечение личности в активное коммуникативное взаимодействие;
- принцип обеспечения успеха организуемой речевой и познавательной деятельности;
- принцип стимуляции потребностей личности в коммуникативном взаимодействии.
Таким образом, активизация речевой деятельности представляет собой процесс интеллектуального личностного развития, обеспечивающий эффективную интеграцию индивидуума в социально-природную окружающую среду.