Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речь

Речь как средство общения

Человек является общественным существом, поэтому его деятельность тоже относится к общественной деятельности, а сознание – к общественному сознанию, которое формируется в процессе общения между людьми. Процесс духовного сознательного общения между людьми осуществляется при помощи речи.

Таким образом, речь это не что иное, как общение людей посредством языка.

Язык необходим для того, чтобы говорить и понимать чужую речь, но языком надо уметь пользоваться.

Эти два понятия «речь» и «язык» в психологии принято разделять. Под языком понимается система условных символов, при помощи которых передается сочетание звуков, имеющих определенный смысл и значение. Язык, как продукт общественно-исторического развития, формируется в процессе общения людей.

Человек, в ходе своего развития застает и усваивает уже готовый язык, на котором говорят окружающие. Став носителем данного языка, он становится потенциальным источником его развития и модернизации. Любой язык, являясь достаточно сложным образованием, прежде всего, имеет систему значащих слов, получившую название лексического состава языка. Помимо этого он имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, т.е. грамматику языка и определенный звуковой или фонетический состав. Получается, что язык, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

В общей теории речи Рубинштейн выделяет два основных положения:

  1. Речь, слово это не условный знак и значение его не вне его, речь имеет смысловое содержание, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета;
  2. Обозначающее отражение предмета в значении слова процесс не пассивный. Осознавая действительность, человек воздействует на неё и познает предметное значение уже в слове. Слово возникает в общении и служит для общения.

Для передачи информации с помощью речи, необходимо не только подобрать слова с определенным значением, но и конкретизировать их. А поскольку каждое слово есть обобщение, то и речь должна быть сужена до определенного смысла, что можно достичь введением слова в определенный контекст. Например, слово машина обобщает все их виды и в центре внимания стоит сам предмет, а если спросить – кто хозяин машины? – то станет понятно, что в центре внимания будет стоять принадлежность данного предмета, а не он сам.

Речь выражает не только содержание, но и эмоциональное отношение к тому, что человек говорит – это будет эмоционально-выразительная её сторона, которая обуславливается тоном звучания слов. Речь может содержать и смысловой подтекст, а это говорит о том, что она имеет и психологическую сторону. В качестве определенной информационной нагрузки смысловой подтекст используется не везде и в ряде случаев может нести характер скрытого смысла.

Всякий акт речи А.Н. Леонтьев сравнивает с решением своеобразных психологических задач и, считает речевое общение сложным и многосторонним процессом.

Функции речи

Благодаря своим функциям – коммуникативной, сигнификативной, функции выражения и функции побуждения, речь будет не только средством общения, но и формой существования сознания. В каждом слове основным будет являться его значение, его семантическое содержание. Внимание человека обычно сосредоточено на смысловом содержании речи:

  • Коммуникативная функция. Суть её в том, что с помощью слов и словосочетаний человек сообщает людям о каких-либо явлениях действительности и самом себе. Через речь он воспринимает сообщения других. Сообщение будет бессмысленно, если слушатель не понимает обращенной к нему речи, в этом случае она перестает быть для него сообщением;
  • Сигнификативная функция. Она состоит в том, что речь обозначает реальные предметы со своими свойствами, действиями, связями. Каждое слово имеет свое значение. Если человек называет какой-то конкретный предмет, то одновременно обозначается и класс предметов, к которому он относится, например, предмет ель, который относится к ели вообще или дереву вообще;
  • Функция выражения речи. Данная функция проявляется в том, что говорящий выражает свое отношение к сообщению через интонацию голоса – убыстряя или замедляя речь. Например, грусть будет выражаться медленным темпом речи, понижением голоса, длительными паузами, в то время как восторг, негодование, радость, сопровождаются быстрым темпом речи. Выразительность речи, в принципе, непроизвольна, хотя может быть преднамеренной и управляемой;
  • Функция побуждения речи. С помощью интонаций говорящий человек побуждает людей к действию, с помощью отобранных слов и их сочетаний. На слушателей можно воздействовать, используя все формы речевого влияния – просьба, приказ, убеждение, доказательство, внушение и др. В свою очередь, речь оказывает воздействие на происходящие в организме процессы. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово может нанести тяжелые травмы нервной системе, может убить человека или окрылить.

Сформировавшись в труде, речь возникла из острой необходимости людей согласовывать трудовые действия, а позже обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.

Речь и мышление

Человеческая речь включается в определенные отношения со всеми психическими процессами, но основным для речи является её отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, но, не тождество. Хотя надо сказать, что поведенческая психология пыталась это тождество установить, сведя по существу мышление к речи.

Мысль для бихевиориста, все равно, что «деятельность речевого аппарата», но, это упраздняет не только мышление, но и речь. Речь потому и будет речью, т.к. она имеет осознанное значение. Сами по себе слова, как наглядные образы, еще не составляют речи и уж тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые приводили бы к их продуцированию. Движения, которые продуцируют звуки, не относятся к самостоятельным процессам, дающим речь. Весь процесс, связанный с подбором движений, продуцирующих звуки, определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, поэтому речь является интеллектуальной операцией. Мышление нельзя свести к речи и установить между ними тождество. Но, их также нельзя отрывать друг от друга. В речи человек формулирует мысль, поэтому она нечто большее, чем внешнее орудие мысли. Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление формируется, создавая речевую форму. В речи мышление не только выражается, но и совершается.

Речь и мышление, как форма и содержание между собой имеют сложные и противоречивые соотношения. Структура речи не совпадает со структурой мышления. Речь имеет свою «технику», которая связана с логикой мысли, но, опять же с ней не тождественна.

Отсутствие тождества между мышлением и речью и наличие единства выступают в процессе воспроизведения. Отвлеченные мысли воспроизводятся в словесной форме, которая оказывает иногда положительное, иногда тормозящее влияние на запоминание мысли. Запоминание смыслового содержания мысли не зависит от словесной формы. Память на мысли намного прочнее, чем память на слова. Как показал эксперимент, часто бывает так, что мысль сохраняется, а её словесная форма выпадает и заменяется новой. Обратное тоже бывает – словесная формулировка сохраняется в памяти, а её смысловое содержание выветривается. Получается, что сама по себе речевая словесная форма еще не есть мысль, хотя может её восстановить. Чисто в психологическом плане данные факты подтверждают то положение, что единство мышления и речи не должно истолковываться как их тождество.

Единство мышления и речи конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot