Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Физиологические механизмы речи. Патология речи

Все предметы / Языкознание и филология / Физиологические механизмы речи. Патология речи

Общее представление о физиологических механизмах речи

Определение 1

Физиологический механизм речи – это система физиологических стимулов, которые определяют порядок реализации речевой деятельности.

Несмотря на то, что речевая деятельность в зависимости от целевой направленности и конкретного содержания может обеспечиваться разными, принципиально различающимися механизмами, современная физиология характеризуется довольно сильным стремлением обуславливать речевую деятельность физиологическими механизмами.

Физиологический механизм простейшим образом может реализоваться посредством протекания речи по законам рефлекторной деятельности, в рамках которой речевые стимулы рассматриваются в качестве первосигнальных раздражителей. Примером элементарной рефлекторной реакцией является команда спортсмену «Марш!» (выступает как первосигнальный раздражитель) и последующие действия спортсмена (его старт). Предполагается, что по схожему принципу реализуется ответ «Привет!» на аналогичное приветствие.

Однако более типичной для речевой деятельности является ситуация, в которой слова реализуются как «сигналы сигналов», то есть совершается выбор (бессознательно или сознательно) и отождествляются слова в соответствии с их значением.

Физиологический механизм речевой деятельности реализуется на уровне условнорефлекторных процессов. Таким образом, с физиологической точки зрения любая устойчивая и упорядоченная последовательность фонем и слов является «динамическим стереотипом», а речевая деятельность представляет собой сложную систему этих стереотипов.

Кроме того, как и любое физиологическое явление, порождение и восприятие речевой деятельности локализируются в определённой части головного мозга и осуществляются через установление более или менее постоянных связей между отдельными мозговыми локализациями.

Развитие теоретических концепций касательно физиологического механизма речи

Физиологические механизмы речи являлись предметом изучения для представителей как физиологии (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и др.), так и психологии (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Дж. Миллер, Д. Н. Узнадзе и др.).

Готовые работы на аналогичную тему

Одно из первых открытий в этой области исследований относится к 1861 году, когда П. Брокб обнаружил, что поражение определённого участка коры головного мозга человека (если быть точнее, задняя треть нижней лобной извилины левого полушария) вызывает у него нарушения произношения (речевой артикуляции). Как следствие, П. Брокб сделал вывод о локализации в мозгу участка, являющегося «центром моторных образов слов».

В 1874 году К. Вернике зафиксировал, что поражение задней трети верхней височной извилины головного мозга вызвало нарушение понимания речи, следовательно, как он заключил, в этом участке коры сосредоточены «сенсорные образы слов».

Последующие исследования базировались на этих двух работах и распределяли связанные с речью психические функции между определёнными участками коры головного мозга.

Эта локализация рассматривалась в достаточно упрощённом взгляде (например, Т. Мейнерт утверждал, что «каждое новое впечатление находит новую клетку»). Результатом данного положения стала его критика, основным представителем которой считается Х. Джексон. Он предположил, что психические функции организованы «вертикально» и обеспечены не ограниченной группой клеток, а сложной иерархией уровней физиологической организации нервной системы. То есть для того, чтобы человек произнёс что-либо, активации группы клеток головного мозга считается недостаточным – требуется задействовать более сложные и глубинные мозговые механизмы. В настоящее время идеи Х. Джексон являются общераспространёнными.

Эту же позицию разделял советский физиолог П. К. Анохин. Он занимался разработкой понятия «функциональная система», под которой принято понимать совокупность звеньев нервной системы, выступающей в качестве физиологической основы речевой деятельности.

Функциональную физиологическую систему рассматривал и H. A. Бepнштeйн, который считал её саморегулирующейся, а также включающей звено по прогнозированию перспективных ситуаций.

Замечание 1

Таким образом, физиологическая основа речевой деятельности характеризуется как крайне сложная и недостаточно понятная, что требует дальнейших её исследований.

Описание патологий речи

Результаты рассмотренных выше исследований физиологических механизмов речевой деятельности нашли применение в изучении локальных поражений головного мозга, которые чаще всего представлены афазиями. Под последними обычно понимают различные патологии (расстройства) речи, которые возникают при органических нарушениях отдельных участков коры головного мозга.

Опираясь на работы советского психолога А. Р. Лурия и представителей его школы, выделим следующие виды афазий:

  • динамическая афазия – это нарушение способности говорить отдельными высказываниями, фразами;
  • эфферентная моторная афазия – это распад грамматической структуры высказывания и нарушение последовательности в речеобразовании;
  • афферентная моторная афазия – это нарушение способности членораздельного произношения, то есть неспособности человека произнести необходимый звук;
  • семантическая афазия – это нарушение понимания отношений между словами по согласованию их значений;
  • акустико-мнестическая афазия – это трудность нахождения слов на основе звуковых признаков;
  • сенсорная афазия – это нарушение взаимосвязи между значением слова и его звуковым составом, негативно влияющее на восприятие речи.

Первые два вида афазии вызваны поражением передних отделов коры головного мозга, а остальные – задних отделов, которые обеспечивают процессы «симультанного синтеза» и способствуют объединению возбуждений в одновременные группы.

Кроме того, существенные нарушения речевой деятельности человека могут быть вызваны не физиологическими, а психическими заболеваниями (например, шизофренией).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Владимировна Попова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис