Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность речевой патологии

Определение 1

Речевая патология — это общее недоразвитие речи (ОНР), проявляющееся в виде различных сложных речевых расстройств, включая звуковую и смысловую (лексико-грамматическую) сторону речи.

Сущность понятия «речевая патология»

Речь представляет собой сложнейшую функциональную систему, основой которой является знаковая система языка. Речевая функциональная система базируется на работе большого числа структур мозга, каждая из которых играет собственную специфическую роль.

Дети с речевыми патологиями (нарушениями речи) — это дети, которые имеют отклонения в развитии речи, при этом у них нормальный слух и полноценный интеллект. Нарушения речи разнообразны и способны проявляться через нарушение произношения, грамматический строй речи, бедность запаса слов, а также нарушение темпа и плавности речи.

Для речевых патологий характерны несколько особенностей:

  • Несоответствие возрасту говорящего человека;
  • Их нельзя считать диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  • Связь с отклонениями в действии психофизиологических механизмов, связанных с речью;
  • Устойчивость, закрепление (самостоятельно не пропадают);
  • Определенное логопедическое воздействие в соответствии с их характером;
  • Негативное воздействие на последующее психическое развитие ребенка.

Для нормального развития речи ребенка в ходе общения должны соблюдаться несколько условий. Оно должно быть значимым, эмоционально положительным, побуждая к ответу. Ребенку недостаточно просто слышать звук (например, телевизора, видео, радио). В первую очередь требуется прямое общение с взрослыми на основании ведущей формы деятельности, которая характерна для этого возрастного этапа.

При обнаружении речевых патологий важно производить замену форм общения ребенка и взрослого человека. Например, замена эмоционального общения, которое присуще для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте от двух до трех лет — это стимул для развития речи. Если оно осталось на старом уровне, то впоследствии происходит отставание в речевом развитии.

«Сущность речевой патологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины патологий речи

Причины речевых патологий многочисленны и разнообразны. Их отличают в соответствии с триггером заболевания. В составе органических причин, к которым можно отнести все связанные с повреждением органов речи, можно определить:

  • Наследственность (речевые нарушения наследуются от родителей);
  • Врождённые причины (расстройство происходит после приема лекарств или при наступлении осложнений во время беременности);
  • Перинатальные причины (осложнения, наступившие в процессе родов);
  • Постнатальные причины (появление расстройства после рождения).

Помимо органических причин необходимо рассмотреть функциональные причины. Они представляют собой патологии работы органов, которые используются в речи. Для эндокринных причин характерна связь с психомоторным развитием детей.

Есть также причины, которые связаны с окружающей средой. Они часто имеют место и влияют на речь, в частности на лингвистические характеристики. Речевые патологии могут быть вызваны и окружением ребенка. И, наконец, существуют психосоматические причины, которые имеют важное значение в развитии речевых расстройств. Это обусловлено тем, что мысли человека обладают над ним властью и способны провоцировать аномальную устную речь. Напротив, сложности и нарушения речи могут отрицательным образом повлиять на мышление. Всё это представляет трудности для корректного говорения и понимания речи.

Виды речевых патологий

Рассмотрим сущность и особенности некоторых видов речевых патологий.

Дисфония (афония) представляет собой расстройство фонации, возникающее по причине некоторых патологических изменений голосового аппарата (например, нарушение голоса, вокальное нарушение).

Брадилалия проявляется патологически замедленным темпом речи. При брадифразии мы слышим тягучую, растянутую, монотонную речь, а при тахилалии, напротив, патологически ускоренную речь.

Торопливая, напористая и стремительная речь часто сопровождается аграмматизмами (баттаризм, парафразия). Если она связана с необоснованными паузами и запинками, то ее обозначают понятием «полтерн». Последствия нарушений в темпе речи включают нарушения плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Еще одно распространенное нарушение речи представлено заиканием, которое является нарушением темпо-ритмической организации речи. Оно обусловлено судорожным состоянием мышечной системы речевого аппарата. Эта патология считается центрально обусловленной, обладает органической (функциональной) природой и проявляется в процессе всего речевого развития ребенка.

Дислалия заключается в нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата (например, косноязычие, дефект в произношении, фонетический дефект). Эта патология проявляется через неправильное звуковое оформление речи (искаженное произнесение звуков, их замена или смешение). Дефект также может быть связан с несформированной артикуляторной базой (неправильной артикуляторной позицией). Это могут быть анатомические дефекты речевого аппарата, имеющие органическое происхождение. В большинстве случаев нарушение может возникнуть в ходе развития речи и при получении травмы в любом возрасте.

Речевая патология, называемая ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса и звукопроизношения. Она обусловлена анатомическими (физиологическими) дефектами речевого аппарата. При данной патологии голос обладает выраженным носовым оттенком, искажается произнесение всех звуков. Мы слышим невнятную и монотонную речь.

Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое характеризуется недостатком иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью данного эффекта является анартрия. В этом случае не представляется возможным осуществлять звуковую реализацию речи. При легкой форме патологии наблюдается артикуляторно-фонетические нарушения.

Дизартрия всегда является следствием органического нарушения ЦНС, которое приводит к двигательным расстройствам. Она возникает по причине ДЦП или после нейроинфекции либо прочих заболеваний мозга.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot