Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга

Все предметы / Психология / Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга
Содержание статьи

Сущность и виды речи

Определение 1

Речь – это сложная психическая деятельность, представляющая собой процесс общения посредством языка.

Как самостоятельные виды психологи выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые имеют разное психологическое строение. Экспрессивная речь начинается с замысла и проходит стадию внутренней речи, а затем переходит в устную или письменную речь.

Устная речь – это, прежде всего, речь звуковая, но не исключается и значение жестов, которые могут выступать в качестве самостоятельных знаков и относятся к невербальному типу общения. Функция письменной речи другая и рассчитана на передачу отвлеченного содержания.

В устной речи наиболее распространенной является диалогическая форма, т.е. непосредственное общение двух или нескольких человек. Что касается монологической речи, то здесь идет последовательное изложение системы мыслей одним человеком – это, как бы, разговор про себя, например, заучивание стихотворения.

Психологи выделяют ещё речь активную и речь пассивную, которые могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Активная речь – это процесс передачи информации, а пассивная – процесс восприятия информации. Активная и пассивная речь нераздельны и существовать друг без друга не могут. В разговоре один человек всегда будет активным, а другой – пассивным, но обе разновидности одинаково сложны.

Импрессивная речь начинается с восприятия речевого сообщения, переходит в стадию декорирования сообщения и заканчивается формированием общей смысловой схемы сообщения. В целом, в речевой деятельности выделяются четыре самостоятельные формы – устная и письменная, и две, относящиеся к импрессивной – понимание устной и письменной речи.

Все формы речи являются единой функциональной системой, сложность которой связана с тем, что каждая из них имеет определенную автономность и разные в онтогенезе сроки формирования. Все анализаторы – слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный принимают участие в этой системе, и каждый вносит свой вклад в афферентные и эфферентные её основы. При мозговом поражении нарушение речи зависит от того, какое из звеньев в этой системе пострадало.

Готовые работы на аналогичную тему

В конце прошлого столетия в классификации разновидностей речи появилось понятие полилог – разговор нескольких лиц сразу. Полилог объединяет слушающих и говорящих, поэтому он ближе к диалогу. Полилог может существовать в форме дискуссий, собраний, игр, бесед – идет обмен информацией и все в курсе того, что происходит. Для полилога характерны следующие правила построения – каждый участник должен говорить кратко и убедительно, быть внимательным, задавать вопросы и вносить необходимые возражения. Форма ведения полилога корректная и дружелюбная.

Афазии

Определение 2

Афазии – это класс речевых расстройств, под которыми понимается нарушение сформировавшейся речи.

Возникают эти нарушения при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляют собой системные расстройства различных форм речевой деятельности.

При афазиях происходят нарушения фонематической, морфологической, синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи. При этом движение речевого аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение, сохраняется.

Кроме афазий, при мозговых поражениях встречаются и другие речевые расстройства:

  • дизартрия,
  • аномия,
  • алалия,
  • моторные нарушения речи,
  • мутизм.

Специалисты выделяют следующие формы афазий: афазии, связанные с нарушением афферентных звеньев речевой функциональной системы; афазии, связанные с поражением эфферентных звеньев, при выпадении которых возникают такие формы, как сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная.

Сенсорную афазию вызывает поражение задней трети височной извилины левого полушария, в результате чего нарушается способность различать звуковой состав слов. Когда эта область коры разрушается полностью, у человека исчезает способность различать фонемы родного языка и больные не понимают речь, обращенную к ним. В результате фонематического нарушения распадается вся речевая система.

Поражение средних отделов коры левой височной области вызывает акустико-мнестическую афазию – сохраняется фонематический слух, звуки родного языка больной воспринимает правильно и понимает устную речь, обращенную к нему.

В результате нарушения слухоречевой памяти, больной не может запомнить даже небольшой речевой материал. В активной речи таких больных есть большие трудности в поиске нужных слов, их речь отличается скудностью, пропуском слов.

Замечание 1

При сенсорной и акустико-мнестической афазии больные усиленно жестикулируют, компенсируя, таким образом, речевой дефект.

Поражение задненижних отделов височной области (у правшей) приводит к оптико-мнестической афазии. Больные в устной речи не могут назвать предметы и дают им словесное описание, без четких зрительных образов, например, «это то, чем пишут».

Афферентная моторная афазия связана с ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы. В этом случае нарушается возможность появления четких ощущений, которые поступают в кору больших полушарий во время речевого акта от артикуляционного аппарата.

Вся речевая система нарушается при выпадении артикуляционного звена речевой системы – кинестетической системы речи. Больные не могут правильно произносить сходно артикулируемые слова и не могут правильно их воспринимать.

Поражение нижнетеменной коры приводит к вторичному нарушению функций слуховой системы.

В нейропсихологии на особом месте находится проблема псевдоафазий. Исследования показали, что ряд глубоких подкорковых структур непосредственно связан с речевыми процессами, к числу которых относятся некоторые ядра таламуса.

Их поражение приводит к особой форме речевых нарушений, не похожих на формы афазий. Возникать эти псевдоафазические дефекты речи могут при сосудистых очагах, при опухолях, которые возникают в глубине левого полушария. Они не затрагивают кору больших полушарий.

Среди речевых расстройств особый тип составляют аномия и дисграфия. Возникают эти расстройства при пересечении мозолистого тела в результате нарушения межполушарного взаимодействия и в группу афазий не входят.

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная мозговая дисфункция – это синдром, возникающий при нарушении регуляции ЦНС. Характеризуется неврологическими симптомами и расстройствами. К этим расстройствам могут относиться физиологические, психологические, когнитивные, поведенческие отклонения.

Данным синдромом страдают 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если нарушения легкие, то родители могут не обратить на них внимание, но без коррекции они ведут к серьезным последствиям.

Медицина не имеет точных данных о причинах и развитии заболевания, поэтому предложить универсальные и эффективные методы лечения для всех проявлений минимальной мозговой дисфункции, не может.Данная патология может быть следствием родовой травмы или получена во время родов или во время беременности.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, поэтому происходит нарушение речи, внимания, поведения, однако интеллект ребенка находится в пределах нормы.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции можно заметить с самого рождения ребенка. Ребенок часто кричит и плачет без видимой причины, его реакция на происходящее неадекватная, он отстает в развитии, поздно начинает сидеть, ползать, ходить, разговаривать. Координация движений плохая. Такие дети могут иметь голову нестандартной формы – или сильно большую или, наоборот, сильно маленькую. Возникают проблемы со зрением, среди них косоглазие, близорукость, астигматизм, переходящие в старшем возрасте в серьезную форму.

Говорить дети с этим синдромом начинают намного позже, заикаются, сложные слова произносить не могут, неправильно ставят ударения в слове, в окончании слова. Школьники большие сложности испытывают с запоминанием стихов, пересказом книг. Речевое развитие у них замедленное из-за нарушения слухового восприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис