Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие внимания у младших школьников

В настоящее время актуальной становится проблема изучения внимания. Дети начинают терять интерес к учебе, школе, интеллектуальный уровень и концентрация внимания снижается. Внимание выполняет главную роль в регулировании интеллектуальной активности, оно сосредотачивает сознание человека на каком-либо объекте.

Специалисты отводят особую роль вниманию школьников в учебно-познавательной деятельности. Непонимание учебного материала объясняется недостаточной внимательностью. Необходимым условием для стабилизации учебной деятельности является развитие одного из компонентов внимания – его постоянство.

Свои требования к развитию детского внимания предъявляет школа, ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать результат. Ребенок, обладающий развитым вниманием, легко усваивает учебный материал, аккуратно выполняет задания и упражнения, что является показателем эффективной учебной деятельности.

Виды внимания

Различают 3 вида внимания:

  • непроизвольное (генетически первоначальная степень внимания в ее историческом развитии);
  • произвольное (активное, сознательно направленное и регулируемое личностно);
  • послепроизвольное (пассивное, для личности значительным является содержание и процесс деятельности).

Свойства внимания

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию школьника. Школа требует наблюдательности, сосредоточенности, одновременного восприятия нескольких объектов. Так, выделяют следующие свойства внимания:

  • устойчивость является важным условием эффективности деятельности. Она проявляется в сосредоточении внимания на определенном объекте, определенной деятельности. Прежде всего, человек должен понимать важность деятельности и находить в ней новые проблемы и пути решения задач. Устойчивость является следствием продуктивной умственной деятельности;
  • сосредоточенность тесно связана с устойчивостью. Она заключается в концентрации деятельности на определенном объекте или деятельности. Внимание и четкость восприятия зависит от степени сосредоточенности на деятельности. Учащимся она помогает различать сходные предметы, явления и объекты;
  • объем;
  • распределение;
  • переключение заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой.
«Развитие внимания у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие внимания младших школьников

Школьное обучение начинается с 6-7 лет. Школа, учителя берут на себя ответственность определить готовность ребенка к обучению при помощи различных бесед с психологом.

Поступая в школу, ребенок переходит в новую систему отношений с людьми, появляются новые обязанности, связанные с учебой. Для младших школьников характерны некоторые особенности физического развития – продолжается развитие скелета в целом, усиленный рост мускулатуры, рост мышечной силы, совершенствование нервной деятельности. Татьяна Давидовна Марциновская отмечает, что процессы возбуждения и торможения у детей младшего школьного возраста меняются довольно быстро. В связи с этим внимание ребенка отличается переключением и отвлечением, невозможность сосредоточиться на одном объекте.

Замечание 1

Интерес с младших школьников распространен на все, что связано с обучением. В начале обучения детей интересуют не знания, а процесс и комплекс новых отношений, а также характер учебной деятельности. Далее интересы школьников дифференцируются и постепенно приобретают познавательный характер.

Успешная и эффективная организация учебной работы требует заботы о развитии у младших школьников внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей. Учителя пытаются применять различные педагогические средства для того, чтобы обучение было интересным. Направленная на обследование среды познавательная активность организует внимание ребенка на исследуемом объекте до того момента, пока не пропадает интерес.

Младшие школьники могут планировать свою деятельность сами, они словесно проговаривают то, что необходимо выполнить и какие цели достигнуть. Безусловно, планирование организует внимание ребенка. Дети способны фиксировать внимание на интеллектуальных задачах, что требует волевых усилий и высокой мотивации.

Внимание младших школьников характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением деятельности и неразвитым переключением. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать особенности внимания детей, в начальных классах оно должно быть интересным, эмоционально насыщенным и наглядным. Каждые 15 минут на уроке необходимо менять вид деятельности, чтобы предупредить усталость внимания детей. Нельзя давать детям большой объемный материал, поскольку это требует высокого уровня распределения внимания и приводит к усталости и рассеянности. Школьников привлекает новое, поэтому необходимо, чтобы между известным и новым была связь, при таких условиях они способны понять и эффективно усвоить новый материал.

Методы развития внимания младших школьников

Для развития внимания младших школьников следует выполнять упражнения на развитие переключаемости и распределение внимания. Чем дольше ребенок сможет удерживать свое внимание на деятельности, тем глубже он может проникнуть в ее суть. Известно, что детям трудно сосредоточиться на однообразной деятельности, поэтому рекомендуется давать учебную информацию в игровой форме.

К повышению качества концентрации внимания относят применение технических средств обучения, поскольку они также повышают интерес к учебной деятельности. Использование игровой деятельности обеспечивает естественную мотивацию знаний, может сделать элементарный материал интересным и осмысленным.

Таким образом, развитие устойчивости и концентрации внимания у младших школьников обусловлено спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности. Методические упражнения по развитию внимания способствуют выявлению у детей индивидуальных особенностей развития концентрации внимания в процессе обучения. Упражнения могут быть направлены на обеспечение своевременной, индивидуальной помощи детям и организации педагогического процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot