Основа теории психического развития личности по Л. И. Божович
Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия как «социальная ситуация развития» и «новообразования».
В ССР Л. И. Божович выделяет:
- Внутренние процессы развития,
- Внешние условия.
В новообразованиях Л. И. Божович разделяет:
- Центральное новообразование,
- Потребности.
Периодизация психического развития
- Кризис новорожденности.
- Младенчество.Основные характеристики:
- Беспомощность,
- Опосредованная взрослыми деятельность.
Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления.
- Самостоятельность ребенка,
- Другие требования со стороны взрослых.
Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.
- Осознание собственного социального «Я»,
- Появление новой системы требований со стороны взрослых.
Основное новообразование – позиция школьника.
- 12 – 14 лет. Основные характеристики возраста:
- Эмансипация от взрослых,
- Переход в средние классы.
Основное новообразование – появление целеполагания.
Исследования Л. И. Божович
Л. И. Божович провела множество исследований, касающихся мотивации младших школьников. Основные их аспекты видны на рисунках 1 и 2.
Во многих трудах Л. И. Божович содержатся значимые для современной психологии идеи и подходы. Один из них, который следует выделить – это подход, рассматривающий внутреннюю позицию в личностном развитии ребенка, а также ее формирование.
Рисунок 1. «ССР младшего школьника»
Рисунок 2. «Динамика социальных мотивов школьников»
Проблема развития личности. Здесь Л. И. Божович исходит из тезиса о том, что:
Также существует подход С. Л. Рубинштейна о влиянии внешнего через внутреннее.
Но Л.И. Божович утверждала, что «…даже С.Л. Рубинштейн, который так много места уделил вопросу об активности сознания человека, — отмечала она, — в конкретно-историческом плане не признает решающую роль в человеческом поведении раз возникших психологических образований... Хотя без этого, как нам кажется, нельзя ни понять, ни изучать психологию личности...». И далее: «И сейчас еще можно встретить среди психологов и педагогов забвение того несомненного положения, что психическое развитие ребенка имеет свою внутреннюю логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается».
Полемизируя с А.Н. Леонтьевым, вначале подчеркивавшим значимость жизненной позиции ребенка в его развитии, а затем несколько изменившим этот тезис на утверждение о том, что развитие определяется самой жизнью, реальной деятельностью ребенка, Л.И. Божович пишет: