Общие понятия теории
Согласно концепции Ж. Пиаже, дети – это активные субъекты собственного умственного развития. Также у детей особая логика, которая отлична от взрослой.
Центральное понятие теории Пиаже – операция (мысленное действие ребенка, которое обладает некоторой обратимостью).
Основные механизмы мыслительной деятельности:
- ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справлялся; включение происходит без изменения наличных схем);
- аккомодация (изменение схем действий и приспособление к окружающему миру).
Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие – это единство ассимиляции и аккомодации.
Периодизация интеллектуального развития
- сенсомоторный интеллект (0- 2 года):
- упражнение рефлексов (0-1 мес.);
- первичные круговые реакции (1-4 мес.) – действие ради самого процесса;
- вторичные круговые реакции (4-8 мес.) – действие ради продления впечатления;
- начало практического интеллекта (8-12 мес.);
- третичные круговые реакции (12-18 мес.) – сознательно изменение ситуации;
- интрериоризация схем действия (18-24 мес.);
- эгоцентризм детского мышления (позиция ребенка «всегда верна»);
- реализм;
- анимизм.
Рисунок 1. «Феномены Пиаже в развитии мышления»
Рисунок 2. «Периоды умственного развития по Ж. Пиаже»
В каждой стадии различают три уровня:
- неудача
- частичный успех
- успех.
Также развитие рассматривается Пиаже в качестве движения по спирали, а не по прямой. Так можно было объяснить преобразование и переосмысление видов мышления в ходе перехода от одной стадии развития к другой.