Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования

Лего-конструирование – универсальная развивающая методика

Определение 1

Лего-конструирование – это универсальная методика, позволяющая ускорить интеллектуальное, речевое, эмоциональное, физическое развитие ребенка.

Лего является прекрасным средством развития творческого мышления старших дошкольников.

Лего-технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Лего-технология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Опыт по развитию творческого мышления ребенка с помощью разнообразных видов детской деятельности широко представлен в современной практической педагогике. Специалисты считают, что среди этих видов деятельности очень эффективным является конструирование, которое относится к базовым видам.

Основные мыслительные процессы ребенка-дошкольника развиваются в процессе использования «Лего», обладающего большими возможностями для его развития.

Концерн Лего был основан в 1932 г в Биллунде и является датским брендом. В переводе на русский язык «лего» означает «хорошо играть, играть с удовольствием». Главную идею Лего отражает девиз, который в переводе с латыни звучит как: «Я собрал!».

Достоинствами Лего являются технические характеристики, многофункциональность, эстетичный внешний вид, что дает возможность каждому ребенку проявить свою индивидуальность.

Лего-конструкторы успешно применяются в дошкольном образовательном процессе, так, например, для дошкольников можно рекомендовать несколько Лего-конструкторов:

  • Серия Лего-Дупло для детей от 2 до 6 лет, где каждый набор учитывает возраст, цвет, размеры деталей, их количество и тематическую направленность;
  • Серия Лего-Даста, со стандартными строительными блоками для детей 4-х лет, а для старших дошкольников есть усложненная версия этого конструктора;
  • Лего с элементами программирования ВеДо, который знакомит дошкольников с элементарными креплениями деталей, движущихся при помощи специальной программы, составленной на ПК.
«Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Практическая значимость Лего основана на использовании схем, с помощью которых дети учатся строить, и играет большую роль для развития мышления дошкольников. Дошкольники решают понятные и интересные задачи, используя эти конструкторы. Играя, дети приобретают необходимые знания, умения, навыки. В игре с конструктором дошкольники развивают мышление, включая умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать. У них развивается концентрация внимания, мелкая моторика рук, умение работать по схеме и образцу.

Играя с конструктором, ребенок приобретает способность видеть способы создания образов, развивает пространственное воображение, целенаправленность своих действий. Активно включаясь в игру, он создает основу для формирования учебных навыков.

Лего – средство развития мышления старших дошкольников

В психическом развитии ребенка особую роль играет старший дошкольный возраст, когда происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения.У ребенка формируется устойчивая структура мотивов, идет зарождение новых социальных потребностей, усваивается система социальных ценностей, правил поведения в обществе, моральных норм.

Особенностью детского мышления этого возраста является то, что большой объем информации ребенок легко усваивает, когда получает знания в виде действий с моделями. Конструирование предметов из деталей Лего, считает Л.А. Парамонова, является средством умственного развития дошкольников.

Если в раннем возрасте конструирование является для ребенка игрой, то в старшем дошкольном возрасте оно становится стимулом для развития сюжета игры, а иногда даже носит сюжетный характер. С помощью Лего можно активно устанавливать познавательные задачи, строить предположения о причинах деятельности и её итогах, применять эксперимент, рассуждения и, таким образом, совершать маленькие открытия.

Со старшими дошкольниками можно использовать несколько технологий для эффективного совершенствования творческих и познавательных способностей. К таким технологиям относятся Лего-конструирование, мини-технологии «Лего-сказка», « Лего-мультфильм», технология «Игра-фантазирование» с постройками из Лего-конструкторов.

С создания ребенком чего-то нового начинается настоящее конструирование и, как только он отступает от готового комплекта и инструкций, он становится творцом. Эту свободу детского творчества важно не сдерживать, потому что она формирует творческие способности и развивает творческое мышление, что является основным направлением Лего-конструирования.

Замечание 1

Работа с конструктором развивает изобретательность, целеустремленность, инициативность, познавательный интерес.

Чтобы использование Лего-конструирования было более эффективным, педагогу необходимо соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольников.

Так, например, Е.В. Фешина, выделяет три таких условия:

  1. создание среды, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности;
  2. включение ребенка в различные виды деятельности – образовательную, самостоятельную, сюжетно-ролевую, совместную деятельность;
  3. организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.

Лего-конструирование, таким образом, вполне обоснованно можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей ребенка, а многофункциональным образовательным комплексом, позволяющим решить очень важные задачи:

  • обучить созданию нового и полезного;
  • развить конструктивные способности у дошкольников;
  • научить применять модели и схемы и преобразовывать их;
  • привить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • научить идти к конечному результату;
  • развить творческое мышление дошкольников.

Особенности развития мышления старших дошкольников

Мышление как процесс на каждом возрастном этапе имеет некоторые особенности.

Изучая процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы считают, что мышление необходимо рассматривать во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника. Ребенок в старшем дошкольном возрасте учится воспринимать информацию, говорить и думать, начинает овладевать способами взаимодействия с предметами, начинает усваивать некоторые правила и управлять своим поведением. Чтобы хорошо усвоить школьную программу, ребенку важны развитые психические процессы, включая мышление, развитие которого происходит в практической и познавательной деятельности социального происхождения. По мнению А.В. Запорожца, ребенок, овладевший такими способами, быстрее формирует наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, не имеющих возрастных стадий развития.

Первым у ребенка появляется наглядно-действенное мышление. Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое развивается в старшем дошкольном возрасте, вызывает у специалистов наибольший интерес.

Словесно-логический вид мышления характерен взрослым людям, а у старших дошкольников он только начинает развиваться. Осуществление словесно-логического мышления происходит при взаимодействии логических операций с понятиями без опоры на какой-либо конкретный образ. В дальнейшем ребенок переходит к мысленному оперированию актуальными свойствами, отказываясь от оперирования предметами целиком. Словесно-логическое мышление использует понятия, логические конструкции и функционирует на базе языковых средств.

В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют разные виды обобщений, и ребенок может формировать умение устанавливать связи между явлениями и предметами.

Мышление провоцируется мотивацией – мыслительная деятельность начинается после заданного вопроса, на который необходимо дать ответ.

С появлением новой цели, проблемы, новых условий для деятельности у ребенка возникает и развивается мышление. Проблемная ситуация формирует задачу, которую ребенку необходимо решить.

Все виды мышления сосуществуют и в одной и той же деятельности могут быть все представлены, но, в зависимости от целей, доминировать будет какой-то один вид мышления.

Все виды мышления дополняют друг друга. Зная процесс перестройки мышления, им можно управлять с учетом особенностей психического развития ребенка. Если ребенок не хочет или не умеет, то заставить его логически мыслить нельзя. Ребенку надо помочь этому научиться.

Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot