Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сказкотерапия как метод личностного развития ребенка

Все предметы / Психология / Сказкотерапия как метод личностного развития ребенка
Определение 1

Сказка - это один из литературных жанров, характеризующийся в качестве эпического, как правило, прозаического произведения, имеющего героический, бытовой или волшебный характер.

Определение 2

Сказкотерапия - это способ развития навыков и умений, интегрирования личности, расширения сознания, развития коммуникационного и творческогог потенциала детей, предполагающий применение сказочной формы.

Применение сказкотерапии для личностного развития ребенка

Смысловой посыл сказок состоит в вымышленной, зачастую фантастической, истории, которая оканчивается положительным образом для героев. Подавляющее число сказочных историй состоит из аллегорий и склонно к анализу жизненного поведения героев, что может помочь детям найти ориентир во взаимоотношениях и нормах морали.

Большим преимуществом применения сказкотерапии является потенциальное присутствие в сказках метафор. От того насколько метафора будет глубокой и точной зависит результативность психологической работы с ребенком на основе использования сказок. Сказкотерапия заключается в том, что вымышленные события несут в себе скрытый подтекст и дают ключ к решению реальных проблем.

Огромная ценность сказок прослеживается в момент становления этических и нравственных особенностей личности, так как:

  • нет как такового процесса обучения, точной рекомендации к действию, ведь содержание сказки только дает намек на совершение тех или иных действий в определенном случае;
  • поскольку действия в сказке логичны и последовательны, ребенок начинает прослеживать связь причины и следствия;
  • в связи с тем, что сказки написаны на образном языке, они достаточно многогранны и могут применяться в различных ситуациях;
  • в сказках не уделяется внимание четким персонам, поэтому ребенок может сопоставлять героев с собой, следить за жизнью героев, а также делать выводы о результатах определенного выбора, сделанного персонажами;
  • наличие линии волшебства и тайн, оживления предметов, что формирует у ребенка веру в чудеса, в хорошее и доброе;
  • благоприятный исход событий сказки направлен на ощущение ребенком чувства психологического комфорта и защиты. Ребенок осознает, что счастье в итоге обретает персонаж, проявивший свои отличные качества и победивший все трудности и проблемы. При этом герой, который был плохим на протяжении всей сказочной истории, был осужден обществом.

Готовые работы на аналогичную тему

Терапия с использованием сказок может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Наилучший эффект достигается при применении сказок родителями. Такой вид терапии поможет не только осуществить подготовительную работу для объяснения ребенку особенностей жизненных ситуаций, но и позволит решить уже появившиеся проблемные аспекты.

Виды сказок, применяемых в сказкотерапии

Художественные. Такие сказки отличатся фольклорными сюжетами и своей универсальностью, так как достаточно редко подходят к тому или иному конкретному ребенку. Этот вид сказок преимущественен в области поддерживающей работы, а не корректирующей терапии при решении достаточно весомых проблем. Художественные сказки не должны навредить психике ребенка - и это является их главной задачей в сказкотерапии.

Психотерапевтические. Эти сказки используются для работы с детьми в возрасте 3-8 лет, когда будут определены проблемы каждого конкретного ребенка. Главная особенность таких сказок состоит в том, что именно они рассматриваются психологами как приоритетный способ в борьбе с детскими фобиями и страхами. Существуют общие сказки, используемые без помощи психолога без конкретизации каждого ребенка. Однако эффективнее задействовать ребенка, устанавливая его как главного героя сказки. Как правило, применяются уже готовые книги, содержащие в себе сказки по самым распространенным проблемам - жадность, боязнь темноты и пр.

Психокоррекционные. Данный тип сказок направлен на оказание плавного коррекционного воздействия на определенные особенности поведения и характера ребенка. Наиболее распространены случаи их применения к гиперактивным и агрессивным детям. Такие сказки прорабатываются психологом в отношении каждого конкретного ребенка.

Дидактические. Цель применения этих сказок заключается в обучении детей, объяснении им чего-то нового. Такие сказки применимы к дошкольникам, а также в начальной школе. Прочтение таких сказок позволяет обсудить с ребенком определенные ситуации, поразмышлять о способах действий, а также отыскать верное решение.

Медиативные. Самое главное их отличие от других видов сказок состоит в том, что в них нет злых персонажей и конфликтных ситуаций. Их цель состоит в том, чтобы психологически разгрузить и расслабить ребенка. В сказкотерапии они представлены как самый сложный вид, что связано с отсутствием направленности на решение определенных проблемных вопросов. Зачастую такие сказки используются как диалог ребенка и психолога, что помогает последнему изменять их сюжет с целью удовлетворения потребностей ребенка.

Результаты применения сказкотерапии в целях личностного развития ребенка

Для детей:

  • происходит заметное уменьшение уровня тревожности;
  • ребенок в большей степени принимает себя, развивается самооценка;
  • становится меньше страхов;
  • чувства подлежать дифференциации;
  • уменьшается уровень агрессивности в отношениях со сверстниками;
  • повышаются качества личностной коммуникации;
  • у ранее пассивного ребенка появляется самостоятельность и активность;
  • познание становится более динамичным;
  • появляются способности к ведению конструктивных диалогов с окружающими;
  • отношения детей и родителей становятся более гармоничными;
  • приобретаются все более адекватные поведенческие формы;
  • в группе формируются благоприятные взаимоотношения.

Для воспитателей:

  • появление все большего числа педагогов, которые активно используют сказки в своих методиках и формах работы с детьми, так как сказки оказывают воздействие на развитие личности у детей;
  • с каждым годом повышается уровень профессионализма воспитателей в области применения сказкотерапии.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис