Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование метода сказкотерапии в работе с тревожностью детей дошкольного возраста

Метод сказкотерапии в психологии

Определение 1

Сказкотерапия - это один из методов работы практического психолога, который направлен на воспитание, развитие, коррекцию, а также терапевтическую работу.

Как метод работы, сказкотерапия стала развиваться относительно недавно, в 90-х годах двадцатого века. Этому способствовали многочисленные работы в области психологии развития и возрастной психологии, детской психологии, а также в области нарративной психологии и юнгианского анализа.

В своем развитии, сказкотерапия прошла несколько основных этапов:

  1. Спонтанное сложение историй, устное народное творчество - это древнейший способ социализации ребенка, передачи ему основных моральных норм и правил
  2. Научный анализ метафорического материала - это этап исследования сказок, собирания мифов и выделения архетипических сюжетов. В данном ключе, особенно развитию сказкотерапии поспособствовал К. Г. Юнг со своей концепцией архетипов коллективного бессознательного.
  3. Практическое использование сказки как метода психолого-педагогической работы - этот этап можно разделить на два подэтапа, так как сперва сказкотерапия применялась скорее как психотехника, а уже впоследствии она оформилась в комплексный метод работы
Статья: Использование метода сказкотерапии в работе с тревожностью детей дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Метод сказкотерапии можно осуществлять по-разному:

  • клиент и терапевт могут обсуждать уже существующую сказку,
  • клиент может написать свою собственную сказку и затем проанализировать ее с терапевтом,
  • клиент может отыгрывать уже существующую сказку,
  • клиент может выполнять какую-то арт терапевтическую работу по сюжету сказки: например, рисунок, коллаж и т.д.,
  • клиент может совмещать персонажей из разных сказок в одной сказке.

Сам принцип работы сказкотерапии является полимодальным, она действует сразу на нескольких уровнях:

  • во-первых, сказкотерапия вскрывает архетипический уровень: через персонажа (имеющегося или придуманного клиентом) транслируются непосредственные установки, убеждения и предписания самого клиента.
  • во-вторых, сказка может отражать некоторую актуальную ситуацию для самого клиента, его актуальные переживания и мысли.
  • в-третьих, сказка может отражать исторический аспект личности клиента: генезис его личности, личностных характеристик.

Тревожность в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст - это период в психологии развития ребенка от 3-х до 7-ми лет. Данный период является очень важным и значимым с точки зрения личностного развития. Во-первых, потому что это период первичной социализации: взрослые открывают ребенку мир социальных отношений, знакомят его с основными нормами и правилами социальной жизни.

«Использование метода сказкотерапии в работе с тревожностью детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Во-вторых, в этот период происходит несколько основных критических этапов: это кризис 3-х лет, в который ребенок ощущает свою отдельность и самостоятельность. В этот период ребенок активно интериоризирует мнения и оценки взрослых о самом себе: он пока еще не способен самостоятельно себя оценить, и во-многом, личностный базис закладывается родителями или значимыми взрослыми. 7 лет - это еще один кризисный период, в который ребенок преодолевает эгоцентричность своего мышления и вступает в новые социальные отношения - школу.

Дошкольный возраст - это период эмоционально-личностных проблем, в их числе: детские страхи, тревожность, агрессивность, конфликтность. Эмоциональная сфера ребенка расширяется, а произвольность и самоконтроль еще недостаточно развиты. Поэтому ребенку сложно регулировать свое эмоциональное состояние. Таким образом, дошкольный возраст - это чрезвычайно чувствительный период с точки зрения самоощущения ребенка, его эмоционального благополучия.

С точки зрения самосознания, ребенок раньше осознает те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими. Тогда он их присваивает как свои собственные. Старшие дошкольники оценивают себя более адекватно, но в целом их самооценка завышена. Самооценка формируется под воздействием оценки окружающих, а также под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Проявления недовольства со стороны взрослых, негативных оценок влияют на то, что ребенок становится неуверенным в себе, своей самостоятельности и предпринимает решение не проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Так ребенок начинает чувствовать себя скованным в своих действиях, боится обнаружить в чем-то свою несостоятельность. Такой механизм также влияет на формирование тревожности.

Коррекция детской тревожности методом сказкотерапии

Поскольку самосознание дошкольника в период от 3 до 7 лет еще активно формируется, ребенок становится крайне чувствительным к оценкам и мнению окружающих. Поэтому любой негативный опыт, с которым ребенка не научили справляться может стать основой для детской тревожности.

Детская тревожность отражает наличие отрицательного опыта в некой аналогичной ситуации. То есть эмоционально ребенок не приспособлен к какому-то спектру ситуаций.

Исследования говорят о том, что в развитии детской тревожности большую роль играет отношение родителей: недостаточно развитая эмпатия, эмоциональная холодность, неумение адекватно выражать свои эмоции приводит к тому, что родители неверно трактуют эмоциональное состояние ребенка, в результате чего ребенок сам еще не способен адекватно интерпретировать свое собственное состояние и состояние других детей. Он остается в своих эмоциях, которые не может интерпретировать и не знает, что с этим.

Для работы с детской тревожности используются медитативные сказки, способствующие снятию напряжения, накоплению положительных эмоций: для решения этой задачи используются авторские медитативные сказки, которые способствуют снятию психоэмоционального напряжения, накоплению положительных эмоций, формированию состояния спокойствия. Медитативные сказки направлены на работу нескольких модальностей (сенсорные, аудиальные, визуальные). Это способствует расширению эмоционального репертуара ребенка, повышает его осознанность в сфере собственных эмоций, а также развивает навыки понимания эмоций других. Это важно, так как ребенок, склонный к тревожности, не способен перерабатывать сложные эмоции, он трактует их как негативные и не знает, как их проявить. В итоге, он их либо скрывает, либо выражает в агрессивной или аутоагрессивной форме.

Через сказку, а точнее ее героя, можно научить ребенка произвольно направлять эмоции, учиться идентифицировать переживания, различать их и сравнивать. Рассказывание сказки с последующим анализом способствует идентификации ребенка с главным героем, прочувствованию его проблемы, видению параллели со своей проблемной ситуацией, а также анализу способов разрешения проблемной ситуации. Поэтому важно анализировать сказку совместно с ребенком: саму ситуацию, случившееся, а также размышления, чувства и решения героя.

Эффективной техникой сказкотерапии является сказочная куклотерапия, в которой применяется теневая кукла. Важно, что теневую куклу создает ребенок, помещая в нее свой страх. А затем он разыгрывает с ней драматическое действие. Суть этой техники в том, что персонифицированный и материальный страх проще контролировать, он не настолько эмоционально насыщен.

Кроме того, довольно успешными техниками сказкотерапии для наращивания самооценки и уверенности в себе являются сказки, в которых ребенку нужно придумать продолжение, т. е. ему предлагается некая трудная ситуация, в которую попал герой, и ребенок должен придумать пути выхода из этой ситуации. Такой прием учит ребенка выходить из состояния паралича в сложных ситуациях и искать пути решений. Усиливающий эффект создают «сказочные талисманы», которые ребенок может нарисовать или сделать своими руками, в них он помещает свою уверенность и в сложной ситуации имеет возможность обратиться к ним, чтобы эту уверенность почерпнуть. Постепенно эта уверенность будет интериоризироваться в личность ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot