Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подготовка дошкольников к обучению в школе

Понятие подготовки к школе

Определение 1

Подготовка к школе – это совокупность мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе.

Подготовить детей к обучению в школе – всегда актуальная задача для детских садов. Так как положительный результат дошкольного образования – это:

  • готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и т.д.;
  • появление у детей первичной целостной картины мира, то есть осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, что представляет основу для адекватной деятельности человека в мире.

Практика работы детских садов демонстрирует необходимость использовать единые критерии определения готовности к школьному обучению, оптимизировать методы современной оценки школьной готовности и создает ориентировочную модель выпускника дошкольного учреждения, то есть будущего первоклассника.

Обычно выделяют три аспекта школьной зрелости:

  • интеллектуальный;
  • эмоциональный;
  • социальный.

Интеллектуальная зрелость предполагает дифференцированное восприятие, включающее:

  • перцептивную зрелость, выраженную способностью выделения фигуры из фона;
  • концентрацию внимания;
  • аналитическое мышление, выраженное способностью постигать основные связи между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • способность воспроизведения образцов;
  • развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации.

Эмоциональная зрелость рассматривается в качестве сокращения импульсивных реакций и возможности продолжительное время выполнять не очень интересные задания.

Социальная зрелость предполагает потребность ребенка общаться со сверстниками и подчинение своего поведения законам детских групп, а также способность исполнения роли ученика в ситуации школьного обучения.

Подготовка ребенка к школьному обучению

Если все три названные выше группы параметров готовности к школьному обучению будут у детей достаточно развиты, то они не испытают трудностей в обучении в школе, а их незрелость выступает основной причиной неуспеваемости учеников. Этим объясняется основная цель психолого-педагогической работы с детьми в ДОУ.

«Подготовка дошкольников к обучению в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Форма проведения занятий с детьми зависит от задач обучения и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Наиболее эффективно дети овладевают знаниями и навыками, имеющими наглядную основу, например, иллюстрации, а также предполагающими игровую или практическую деятельность, то есть конструирование, рисование и пр.

Использование игр помогает создавать у детей эмоциональный настрой, повышать мотивацию выполнять деятельность, обеспечивая возможность изучения или повторения материала более вариативно.

Это объясняет необходимость использования различных видов деятельности на занятиях. С детьми нужно рисовать, играть, конструировать и лепить под музыку. Но вся эта деятельность должна быть направлена на формирование психологического портрета будущего первоклассника.

При необходимости проводить коррекционно-развивающие занятия можно использовать разнообразные элементы арт-терапии, например, библиотерапию, то есть чтение психологических сказок, стихов и загадок, игротерапию, релаксацию, сказкотерапию и пр.

Но нельзя забывать и о правилах здоровьесбержения на коррекционно-развивающих занятиях:

  • организация перерывов с применением релаксационных упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнения для глаз и физминутки;
  • регулирование степени утомляемости детей посредством планирования порядка предъявления заданий в соответствии со степенью их сложности;
  • выбор оптимального темпа работы, соответствующего личностным особенностям детей;
  • контроль за соблюдением ребенком правильной осанки, положения руки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и пр.;
  • использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, соответствующих возрасту и уровню развития детей.

В работе по подготовке детей к школьному обучению следует применять следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

  • игры и упражнения на развитие внимания;
  • упражнения на развитие памяти;
  • игры на развитие мыслительных операций и сообразительности;
  • игры на развитие восприятия;
  • развитие воображения;
  • упражнения, направленные на подготовку руки детей к письму;
  • игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей.

К моменту поступления ребенка в школу, дети должны иметь представления о том, что их ждет, как проходит обучение, чтобы у них снизился уровень страхов и тревожности. А главное, у ребенка должно быть желание учиться.

Все названные мероприятия предполагают профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, помогают детям легче адаптироваться к условиям учебы в школе.

Проводимые мероприятия оказывают положительное воздействие на развитие интеллектуальной сферы детей, мотивационную, эмоционально-волевую и личностную области развития детей. То есть параметры готовности детей к школьному обучению приближаются к модели выпускника ДОУ. Это свидетельствует об эффективности проводимой работы по подготовке детей к школьному обучению.

В конце учебного года, когда дети выпускаются из ДОУ, следует дать родителям индивидуальные рекомендации, направленные на дальнейшую подготовку детей к обучению в школе в период летнего отдыха.

Иными словами, подготовка в школьному обучению представляет целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Литература содержит массу классификаций готовности ребенка к школьному обучению, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяют на физиологическую, психологическую и познавательную зрелость, каждая из которых включает по несколько параметров. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если какой-то параметр не развит или развит недостаточно, это может стать проблемой при обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и пр.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot