Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Креативное развитие личности в психологии

Общее понятие о креативности

Определение 1

Креативность можно определить как творческие способности личности, которые характеризуются готовностью к созданию уникальных идей и входят в структуру одаренности.

Для креативности характерна повышенная чувствительность к существующим вокруг проблемам, к отсутствию или дефициту знаний, слабой научной базе под имеющимися знаниями, к поиску решения имеющихся проблем и задач и формулированию результата решения.

Актуализация креативности происходит лишь в том случае, если созданы благоприятные окружающие условия. В процессе развития креативности у ребенка большое значение имеет создание такой предметной среды, которая содержит в себе образцы креативности и креативного поведения других людей. Также огромное значение имеет демонстрация результатов креативных действий и предметно-информационная обогащенность окружающего пространства.

Статья: Креативное развитие личности в психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Для эффективного процесса формирования креативности у ребенка он должен находится на оптимальном уровне социализации и усвоения социальных норм и правил, который предполагает наличие элементарных навыков коммуникации. Однако следует иметь ввиду, что при этом не должны быть сформированы четкие и определенные стереотипы поведения. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном уровне, а затем уже и на поведенческом. Таким образом, креативность сначала формируется как личностное новообразование внутреннего плана и затем проявляется в поведении и нестандартном мышлении ребенка.

Особенности процесса развития креативности

В процессе своего развития креативность проходит две фазы:

  • Для первой фазы характерно развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, не опирающейся на определенную предметную область жизни человека. Наиболее сензитивным периодом для первой фазы развития креативности является возраст от трех до пяти лет. Основным механизмом для процесса формирования креативности на данном этапе является подражание значимому взрослому, который является креативным образцом для ребенка.
  • Вторая фаза находит свое активное развитие в подростковом и юношеском возрасте от 13 до 20 лет. Для этого периода характерно формирование так называемой «специализированной» креативности, т.е. способности к творчеству в определенной области, сфере деятельности.
«Креативное развитие личности в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На данной фазе происходит полное отрицание подражательных форм креативности и наступает решающий момент: подросток либо остается на фазе подражания навсегда, либо развивает свои способности к оригинальному творчеству.

Креативность определяется условиями и воздействием среды, от того какие возможности будут предоставлены в процессе развития креативности зависит ее дальнейшее развитие и формирование.

В первую очередь на развитие креативности влияет общение ребенка со взрослыми, которые сами являются креативными личностями и обладают способностями к уникальному и неповторимому творчеству.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что креативность является способностью к рождению новых, ранее не существовавших идей, отклонению от традиционных схем мышления, поиск новых путей решения задач, оптимальное решение проблемных ситуаций и их последующее предвосхищение.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, которые необходимы для процесса формирования и становления способностей к творчеству и созданию уникального продукта.

На данный момент существует множество определений креативности, каждое из которых раскрывает это понятие со своей стороны и имеет право на существование, в связи с этим сложно дать общее определение креативности, объединяющее в себе все и полностью удовлетворяющее всех исследователей.

Зачастую креативность рассматривают как противоположное явление обыденности и стандартности. Креативность всегда предполагает нестандартные подходы к решению задач и способам мышления. Это своеобразная сила ума, способная создавать новое практически из воздуха, путем изменения и создания совершенно новых связей и явлений.

По мнению других исследователей креативность можно определить как не специальную, а общую способность, базирующуюся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Основные параметры креативности

Можно выделить следующие основные параметры креативности:

  • беглость - выражающаяся в способности к генерации большого количества идей за определенную единицу времени;
  • гибкость – выражающаяся в способности к применению различных стратегий при решении задач, способности к быстрому переключению с одной идеи на другую;
  • оригинальность - выражающаяся в способности продуцировать необычные, уникальные, нестандартные, в корне отличающиеся от общепринятых идеи;
  • разработанность – выражающаяся в способности к детальной разработке возникших уникальных идей.

Для измерения креативного мышления существуют психологические инструменты, самым известным из которых является тест Торренса, который позволяет оценить проявления творческого мышления у человека по следующим показателям:

  • вербальная креативность;
  • образная креативность;
  • креативные способности личности в отдельных ракурсах: беглость, гибкость, оригинальность, умение видеть суть проблемы, отсутствие шаблонного мышления и стереотипов.

Согласно идеям Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot