Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности креативности личности

Понятие креативности

Определение 1

Креативность – это творческие способности человека, которые характеризуются готовностью к генерированию принципиально новых идей и решений, входящих в структуру одаренности в качестве самостоятельного и независимого фактора.

Одним из видных психологов, занимавшихся исследованием креативности, является П. Торренс, который считал, что в нее входит повышенная чувствительность к проблемам, к противоречиям и дефициту знаний, действий в ходе определенных ситуаций, выдвижению гипотез и поиску решения на их основании, формулирование полученного итогового результата.

В настоящее время разработано и активно используется большое количество психологических тестов и опросников, направленных на выявление уровня креативности и дивергентного мышления у личности.

Статья: Психологические особенности креативности личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

С целью развития креативности используются различные специально смоделированные ситуации, которые имеют определенную незавершенность или открытость. То есть, данные ситуации побуждают человека интегрировать новые элементы, осуществлять поиск путей решения не используя шаблоны и стереотипы.

Наиболее восприимчивым возрастом к развитию креативности является возраст 3-5 лет, в этот период дети активно осваивают новые действия, которые они пробуют использовать в практической деятельности не только по назначению. К 6-ти годам эта активность идет на спад. Спад творческих проявлений к возрасту 6-ти лет обусловлено активизацией интеллектуальной деятельности вследствие уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств рассудочности и критичности в сознании ребенка дошкольного возраста.

Условия развития креативности:

  1. Наличие соответствующей развивающей окружающей среды, ее предметно-информационная насыщенность.
  2. Наличие у ребенка образцов креативного поведения.
  3. Наличие определенного (оптимального) уровня социализации, которые способствует овладению ребенком необходимых навыков коммуникации.
  4. Минимизация поведенческих шаблонов и стереотипов.
«Психологические особенности креативности личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процесс формирования креативности в онтогенезе является личностной характеристикой, которая первоначально проявляется на мотивационно-личностном уровне, а затем и на поведенческом (продуктивном).

Таким образом, креативность рассматривается как противоположность обыденности, предполагающая генерирование нестандартных решений и подходов. Ряд исследователей считают, что уровень креативности определяет силу человеческого ума, его направленность на создание нового и необычного.

Параметры креативности

Общепризнанными являются параметры креативности, которые были выделены и описаны Дж. Гилфордом:

  • Беглость – подразумевается способность человека генерировать максимальное количество идей за относительно небольшое время.
  • Гибкость – наличие способности применять для решения различных ситуаций необычных и нестандартных стратегий, отличающихся от общепринятых. Кроме того, гибкость подразумевает способность человека переключаться с одной идеи на другую, и при этом качественно с ними работать.
  • Оригинальность – способность человека разрабатывать нестандартные и необычные идеи, которые кардинально отличают от общепринятых, стандартных (шаблонных, стереотипных и т.д.).
  • Разработанность – способность человека не просто вырабатывать необычные и нестандартные идеи, но и детально их разрабатывать, доводя до логического конца.

Е. Торренсом были выделены иные критерии креативности, которые характеризуют ее несколько с иной точки зрения:

  1. Повышенная чувствительность человека к познанию противоречивой информации, проблемным ситуациям и т.д. Устремленность не просто их познать, а выработать систему или стратегию по их разрешению.
  2. Наличие необычного подхода к решению проблем. То есть человек не просто стремится решить проблему, а предварительно разрабатывает стратегию, которая включает в себя гипотезу, цель, методы и ожидаемые результаты.

Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов

Особенности творческой личности:

  1. Расфокусированность внимания – подразумевается, что креативная личность способна удерживать в поле своего внимания одновременно несколько элементов и при этом качественно и продуктивно работать с ними, комбинировать, сочетать и т.д.

  2. Наличие у человека одновременно нескольких противоположных характеристик. Например, крайняя дисциплинированность и игривость; безответственность и повышенная ответственность; скромность и гордость и т.п.

  3. Владение способами реорганизации и трансформации, которые взаимосвязаны с индивидуальными особенностями человека. В этой связи данные способы проявляются у каждого человека по своему, имеют свою специфику и ряд особенностей.

  4. Способность нестандартно изменять структуру поступающей извне информации, подвергать ее внутреннему анализу и переработке, посредством формирования аналогий и соединения выявленных концептуальных пробелов.

  5. Переформулировка проблемы. Креативная личность, получая определенное задание или попадая в проблемную ситуацию, не просто ее воспринимает, а переформулирует возникшую проблему с целью скорейшего и нестандартного решения.

  6. Использование для решения имеющихся знаний, образов и воспоминаний. Однако в данном случае креативная личность не просто использует имеющиеся знания и образы, в предварительно их перерабатывая и адаптируя под условия проблемной ситуации. Таким образом, создаются новые методы и средства, отличные от имеющихся стандартных.

  7. Использование невербальных моделей мышления в процессе выработки методов и средств, направленных на разрешение конкретной ситуации (проблемы, вопроса и т.д.).

В общем же процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями:

  • в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса;
  • в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах;
  • оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.

Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot