Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические средства повышения креативности команды

Креативность и основные подходы к её рассмотрению

Определение 1

Креативность – это творческие способности индивида, его готовность к генерированию принципиально новых идей, которые отклоняются от традиционных схем мышления.

Понятие креативности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Понятие креативности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К определению сущности творческих способностей применяют три основных подхода:

  • Первый подход исходит из того, что творческих способностей, как таковых, не существует. Интеллектуальная одаренность человека – это ещё недостаточное условие творческой активности личности. В детерминации творческого поведения главную роль играют мотивация, личностные черты, ценности. Когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам и независимость в ряде ситуаций являются основными чертами творческой личности;
  • Второй подход рассматривает творческую способность как независимый от интеллекта и самостоятельный фактор. Дж. Гилфорд считал, что креативность является способностью отказываться от стереотипных способов мышления;
  • Третий подход предполагает, что высокий уровень развития интеллекта напрямую связан с высоким уровнем творческих способностей.
Статья: Психологические средства повышения креативности команды
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Однако, большая часть исследователей в определении креативности акцент делают на особенностях личности.

Креативность и творческий потенциал, по мнению Дж. Гилфорда, могут определяться как совокупность способностей, помогающих успешному творческому мышлению.

Если говорить в общем, то изучением проблемы креативности занимались две группы исследователей:

  • Первая группа представлена такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, А.Я. Пономарев, О.К. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская. Они занимались исследованиями общепсихологической и концептуальной направленности, обосновывая психологию творчества, закономерности и механизмы её реализации;
  • Вторая группа осуществляла экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа. Они были направлены на выявление, описание и систематизацию личностных характеристик индивида и его способностей к творческой деятельности.

Ведущим представлением в отечественной и зарубежной психологии творчества является этапность творческого процесса – сначала возникает проблема, затем идет стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация.

«Психологические средства повышения креативности команды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевым считается интуитивный этап.

Очень активно разрабатывается точка зрения, что креативность - это результат творческого мышления или создание нового продукта. Креативность в современной психолого-педагогической науке, таким образом, рассматривается как личностная категория в проявлениях дивергентного мышления, актуализации интеллектуальной активности, интегрированного качества личности.

Все существующие определения понятия креативности связаны с одаренностью и творческими способностями.

Понятие творчества в психологии

Словарь В. И. Даля говорит, что творить, значит сотворять, созидать, производить, рождать. В прямом смысле слова, творчество является созиданием нового. Это понятие предполагает личное начало и относится сугубо к деятельности человека. Творчество, согласно С.Л. Рубинштейну, является деятельностью, созидающей что-то новое, оригинальное и в историю развития самого творца, историю развития науки и искусства не входит.

Психологическая литература по проблемам творчества выделяет несколько направлений, рассматривающих данный вопрос.

Деятельностный подход к изучению творчества опирается на то, что потребности являются для него ведущим психическим образованием. Этот подход отмечается в работах С.Л. Рубинштейна, Н.В. Кипиани, И.П. Калошиной и др. Суть его заключается в том, что развитие творческих способностей должно начинаться с желания творить, создавать что-то новое, необходимое и нужное человеку. Побудить к творчеству без желания творить невозможно.

Такая потребность в созидании есть основа креативности. Однако в разные виды деятельности внесение творчества происходит по-разному. Любая деятельность требует цели, средств её достижения, создание конкретного продукта. В некоторых случаях сама деятельность блокирует творческое проявление. Деятельность, относящаяся к разряду творческих, предполагает внесение новизны в создаваемый продукт, например, творческо-художественная деятельность, имеющая свою специфику.

Уровни творчества как процесса разные – бессознательный, подсознание, сознание, сверхсознание, причем каждый из уровней имеет свою специфику образования, протекания, характера продукта творчества. Взаимодействие между ними является высшим уровнем развития творчества – «креативное поле» в момент возникновения захватывает все участки мозга.

Чтобы управлять процессом творчества и развивать его, необходимо знать специфику каждого уровня.

Бессознательное включает совокупность психических образований, процессов и механизмов и субъект не отдает себе отчета в их функционировании и влиянии.

Творчество на уровне подсознания складывается на основании индивидуального опыта. Подсознание создает стереотипы мышления, поведения, устойчивые характеристики личности, проявляющиеся в определенных ситуациях.

Сверхсознание является основой высших проявлений творчества.

Творческий процесс имеет пусковую, поисковую, исполнительную фазы, для каждой из которых характерна своя специфика и свои показатели творчества. Для пусковой фазы характерна инициатива, умение видеть и ставить проблемы. Поисковая фаза начинается с желания воплотить задуманное, а третья – исполнительная фаза, характеризуется реализацией задуманного в действиях.

Замечание 1

Творчество как процесс, таким образом, является совокупностью реакций человека, которые протекают на всех уровнях сознания.

Групповая креативность

Изучение индивидуального творчества привело ученых к выводу, что креативность является социально-психологической характеристикой. Индивидуальное творчество, по мнению Д. Харрингтона, является продуктом взаимодействия с широкой социальной средой. Творчество вне социального взаимодействия невозможно. Совместная творческая деятельность требует умения работать в разных групповых ролях в зависимости от той задачи, которая решается.

Совместное творчество дает возможность каждому пробовать разные способы деятельности. Гавреева Г. С. например, свое внимание сосредоточила на креативности, как устойчивой групповой характеристике. Она определяет групповую креативность как комплексное свойство группы. Это свойство позволяет группе генерировать оригинальные идеи, нестандартные решения проблем, инновационные предложения, стремиться к высоким профессиональным достижениям.

В течение последних 20-ти лет преобладающие индивидуальные формы творческой деятельности сменились коллективными, командными его формами. Неотъемлемым атрибутом современной организации стало совместное творчество в виде мозговых штурмов.

Исследования групповой креативности развивались в двух направлениях:

  1. порождение и обмен идеями в экспериментальных группах;
  2. исследование креативности реальных групп в организациях.

Творческий коллектив вырабатывает новые решения, он терпим к «странностям», имеет свободу выбора проблемы, стимулы для творчества.

Специфика группового творчества, его продуктивность повышаться, контролироваться и достигаться теми же способами, что простой «нетворческий» коллектив, не может.

По мнению Ч.М. Гаджиева творческая продуктивность в творческом коллективе может быть достигнута сведением вместе творческих идей, эффективным разделением труда, применением специальных методов на каждой операции, особым эффектом взаимного творческого воодушевления.

Разработаны методы группового творчества, их основу составляет сотрудничество, взаимная поддержка, понимание идей друг друга. Из методов коллективного творчества можно назвать мозговой штурм, синектику, маевтику, индуцирование психоинтеллектуальной деятельности и др.

Для повышения собственного и командного творческого потенциала можно использовать целый ряд упражнений, что поможет установить в коллективе дружескую атмосферу.

При мозговом штурме перед командой ставится проблема и предлагается придумать решение. Время на работу 20 минут, за которое необходимо сфокусироваться на количестве, отвергнуть критику, одобрить необычные идеи, объединить и связать их.

Второе упражнение называется дебаты, которое лает возможность членам команды с их помощью развивать идеи. Критика и честная позиция убирают барьеры, изначально заложенные в большом количестве сырых идей. Время работы 20 минут, за которое надо представить проблему команде, попросить высказать соображения и генерировать идеи, говорить всё, что приходит в голову, поощрять дебаты и обсуждения любых идей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot