Что такое концепция развития личности?
Различные концепции развития личности это ни что иное, как способ понимания и объяснения процесса развития личности, его движущих сил и закономерностей. На современном этапе развития психологической науки существует несколько альтернативных концепций развития личности, описывающих личность, как единое целое, объединяющее в себе различные стороны развития и становления.
Сущность понятия развития личности очень широка и позволяет сформировать наиболее полное представление о сути человеческой натуры и его индивидуальности. В связи с этим существуют различные взгляды на процесс развития личности и несколько концепций.
Основные концепции развития личности
Процесс развития личности достаточно длителен по времени и является не простым совпадением случайностей, а процессом, обусловленным закономерностями развития психики человека.
Процесс развития - это процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, определяющихся воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий.
Существует несколько концепций развития личности. Наиболее известные и научно обоснованные это:
- биогенетическая концепция;
- социогенетическая концепция;
- биосоциальная концепция.
Помимо представленных выше существуют также:
- концепция развития личности Э. Эриксона;
- концепция развития личности А. Менегетти
- концепция развития личности Л. С. Выготского;
- концепция духовно-нравственного развития личности.
Остановимся более подробно на концепции духовно нравственного развития личности.
Основное содержание концепции духовно-нравственного развития личности
Центром формирования смысловых характеристик жизни человека является отношение субъекта к окружающим его людям и социальному окружению в целом. Правила и нормы, принятые в данном обществе, ценности и достижения, опыт поколений – все это оказывает огромное влияние на процесс развития личности.
Сформированное отношение человека к событиям и людям, находящимся вокруг и составляют основную сущность человеческой личности.
Именно отношение и составляет сущность жизни человека. Вся человеческая жизнь состоит и зависит от процесса выстраивания отношений с другими людьми, стремления индивида к построению эффективного взаимодействия с другими людьми, его способности к выстраиванию отношений и их характер. От того насколько человек вовлечен в социальные отношения, насколько они его удовлетворяют зависит психологический комфорт и удовлетворенность жизнью.
Процесс воспитания – это неотъемлемая часть образования и необходимый элемент духовно-нравственного развития человека в целом. Именно в процессе семейного воспитания и школьного образования активно осуществляется процесс приобщения личности к существующим моральным и культурным ценностям данного общества.
Для наиболее эффективного процесса формирования нравственных качеств необходимо прививать с самого раннего возраста способности проживания в окружающем культурном социальном пространстве. Данное пространство в полной мере должно отвечать потребностям и интересам ребенка и в итоге формируя у него умение созидать, принимать и использовать в жизни общепринятые нравственные ценности.
В современных условиях развития общества основной акцент в процессе духовно – нравственного воспитания делается на построение целенаправленного воспитательного процесса и формирование универсальной этики.
Универсальная этика – воспитание личности по всем существующим направлениям культуры и религии, с учетом особенностей всех социальных классов и групп, не допуская сведения воспитания к узко национальным и групповым интересам.
В воспитательном процессе очень важно гармоничное сочетание целенаправленной универсальной ценности человека в целом и опоры на существующие традиционные национальные духовно – нравственные ценности.
Данное сочетание должно лечь в основу жизнедеятельности нынешнего социума, а также в основу оптимального диалога между разными сообществами, группами.
Таким образом, происходит процесс смещения ориентации с внешних ограничителей моральных норм на сформированные внутренние установки и направленность личности. При этом растет роль нравственных установок как внутренних элементов саморегуляции личности. Моральность же, как внешний регулятор поведения, отходит на второй план.
Концепция духовно – нравственного развития личности большое внимание уделяет проблеме способностей личности к самоопределению и направленности именно на смысловые и ценностные составляющие воспитания. Результатом воспитательного процесса в данном случае должно являться самостоятельная выработка индивидом ценностных смыслов с помощью усвоения нравственных знаний, их эмоционального прочувствания, переноса их во внутренний план личности и опробования на собственном опыте. В случае успешного формирования данных умений процесс построения взаимоотношений с окружающими людьми и социумом в целом идет успешно и человек занимает активную жизненную позицию.
Именно процесс усвоения, выстроенный постепенно, пошагово, с целенаправленно организованным приобретением опыта и знаний поведенческих отношений составляет основу духовно-нравственного развития.
Основной целью духовно-нравственного развития выступает воспитание и развитие высоконравственных, грамотных, культурных личностей, которые обладают общечеловеческими и национальными ценностями индивидов и деятельность которых направлена на созидание и создание нового блага для окружающего мира.
К общечеловеческим ценностям можно отнести принимаемые всем человечеством ценности в условиях любых исторических и общественных изменений в условиях развития цивилизации. К ним относятся такие ценности как:
- равенство,
- добро,
- красота,
- жизнь и многие другие.
Национальные ценности определяются общечеловеческими, которые восприняты субъективным сознанием через национальную культуру и национальное самосознание.