Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы и уровни развития личности

Одной из наиболее интересных тем в психологии является тема выделения этапов развития личности. Исследователи и специалисты в этой области используют возрастную градацию развития личности по З .Фрейду и Э. Эрикосону, рассматривающую изменения сознания человека в процессе его взросления.

Этапы развития личности

Младенчество.

Данную стадию также называют «оральной стадией» по Фрейду. Период – от 0 до 1 года. Основы личности и ее отношение к окружающему миру закладываются именно на этом этапе.

В жизни младенца особую роль играет мама, представляющая для него целый мир, поскольку ребенок нуждается в материнской ласке и заботе. Развитие личности зависит от первых дней жизни. При наличии хорошего воспитания, любви ребенок умеет доверять, он воспринимает мир позитивно, как надежный. Такой младенец спокойно переносит трудности и временное отсутствие рядом матери. В противоположном случае, если отсутствует материнская забота, у ребенка возникает чувство страха и недоверия.

Замечание 1

Итак, в основе периода младенчества лежит противопоставление «доверие-недоверие».

Раннее детство.

Так называемая «анальная стадия» по Фрейду. Период – от 1 до 3 лет. На этой стадии ребенок овладевает способностью самоконтроля своих функций. Малыш становится физически крепким, умеет выполнять сложные действия – ходить, прыгать, умываться и т.д.

В этом возрасте проявляются призывы к самостоятельности – «Я сам». Родители непосредственно должны оказывать помощь в самостоятельных действиях ребенка, однако чересчур его опекать ни в коем случае нельзя, так как это приносит вред развитию. Отец и мать должны предоставить своему чаду возможность для развития и саморазвития. При положительном и соответствующем воспитании развивается самоконтроль и воля.

Дошкольный возраст.

По Фрейду называется «фаллической стадией». Период – от 3 до 6 лет. В этом возрасте дети осознают половое различие, расширяется их социальное взаимодействие – общение, игры со сверстниками, возникает интерес к труду.

«Этапы и уровни развития личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На данной стадии есть все предпосылки для обучения и воспитания ребенка. От самостоятельных действий дети испытывают радость, ассоциируют себя с взрослыми людьми, ставят перед собой цели. Уже в возрасте 6 лет дети проявляют фантазию, могут самостоятельно создавать собственные развлечения или выбирать игры. Следует отметить, что родителям и воспитателям необходимо поощрять самостоятельность ребенка, это будет служить основой для развития независимости, инициативности, а также творческому развитию мышления.

Школьный возраст.

«Латентный период» по Фрейду. Период – от 6 до 12 лет. В этом возрасте у ребенка отмечается спокойствие, уравновешенность, он изучает внешний мир, находит друзей. Он стремится к освоению новых знаний. Его девиз: «Я то, чему могу научиться». В школе детям прививается дисциплина, они принимают участие в реализации различных целей. Как и в любом возрасте, с 6 до 12 лет ребенок нуждается в поддержке взрослых, поскольку его личность только развивается.

Юность.

Период – от 12 до 19 лет. Наблюдается идентификация личности и самоопределение. Ребенок определяет, ищет свое место в жизни, подбирает подходящие роли, переосмысливает жизнь и ценности. На этом этапе становятся явными ошибки прошлых периодов, допущенные при воспитании. При этом есть риск возникновения негативной самоидентификации – подросток может войти в неформальные группы, в том числе, связанные с алкоголизмом и наркоманией.

Если же развитие личности происходит при положительном развитии событий, то развиваются такие качества, как верность, способность самостоятельно решать задачи и проблемы, а также определять дальнейший жизненный путь.

Молодость.

Период – от 20 до 25 лет. Именно с этого этапа начинается взрослая жизнь, возникает привязанность, любовь, потребность в самостоятельной жизни, создании семьи. Для человека важно наличие взаимности, уважения в отношениях, формируются межличностные отношения.

Зрелость.

Период – от 26 до 64 лет. Человек в этом возрасте сконцентрирован на заботе о подрастающем поколении, внимателен к внешнему миру и другим людям, будучи готовым оказать посильную помощь. Если потребности не могут быть реализованы, то возникает «кризис среднего возраста» и человек теряет смысл жизни.

Замечание 2

Несомненно, в данном возрасте человек достигает определенных результатов в жизни, у него возникает потребность в передаче знаний, умений и опыта подрастающему поколению.

Старость.

С 65 лет начинается самая последняя стадия развития личности. В этом возрасте человек переосмысливает жизнь, вспоминает прожитые годы, осознает правильность своих поступков. Человеку важно быть удовлетворенным в прожитой жизни, находить радостные моменты в ней. Напротив, не обретя спокойствие, человека ждут огорчения по упущенным возможностям, поэтому необходимо жить так, чтобы в преклонном возрасте радоваться своим достижениям.

Стадии развития личности

Стадии развития личности:

  1. Первобытный человек. Этот этап является самым низким уровнем развития личности. Человеческое поведение приближено к животному миру, основная цель – удовлетворение животных инстинктов. Человека на этапе первобытности практически не интересуют социальные нормы. Однако возможно проявление интереса к другим этапам, для этого необходимо осознание потребности, а также искоренить насилие на мыслительном уровне.
  2. Обыватель. Такой человек мало думает о жизни, основную информацию берет из СМИ, газет и телевидения, при этом не анализируя ее, не критикуя. В обществе личность ведет себя согласно правилам, однако на уровне мыслей позволяет себе оскорблять других людей. В основе этапа лежит потребность в удовлетворении низменных потребностей (алкоголь, курение и т.д.).
  3. Начальник. Человек становится хозяином собственных чувств и требует от окружающих порядка. В основе поведения – желание управлять и подчинять. Такой человек требует внимания от окружающих, особенно от противоположного пола.
  4. «Блаженный». Человек готов брать ответственность и заботиться о других людях. Происходят изменения в восприятии жизни, чувства и эмоции глубоки. Для управления своей силой у личности появляются необходимые знания. Этот этап характерен для периода зрелости.
  5. Мудрец. Личность самостоятельно управляет собственным сознанием, понимает устройство мира. Он осознает, что все события имеют свои причины. Человек видит глубинный смысл процессов. При данном этапе возникает мудрость, понимание жизни и развитие личности.
  6. Просветление. Переход на данный этап является откровением, озарением. Человек осознает, где настоящая истина, такие личности являются спокойными и стойкими к любым жизненным ситуациям.

Таким образом, независимо от положения, у человека всегда есть возможность двигаться вперед. В жизни необходимо использовать все необходимые инструменты для самопознания, развития своего дела, творчества и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot