Особенности процесса развития
Процесс развития - это процесс качественных изменений, в результате которых появляются новообразования, новые механизмы, процессы и структуры.
Для данных изменений характерны следующие закономерности:
- поступательный характер, проявляющийся в том, что ранее пройденные ступени развития в своем содержании повторяют уже пройденные более низкие, но на совершенно новом, более совершенном уровне;
- необратимый характер изменений, проявляющийся в движении на новом уровне на котором находят свое проявление результаты развития на предыдущем этапе;
- процесс развития – это единство противоположностей, которые находятся в процессе борьбы друг с другом. Именно противоречия являются основной движущей силой развития, и их разрешение способствует наступлению нового этапа развития личности.
Основными признаками развития являются:
- дифференциация, представляющая собой анализ и своеобразное разделение явления, которое ранее представляло собой единое целое;
- появление новых элементов в развитии личности;
- осуществление процесса перестройки связей между сторонами объекта.
На современном этапе исследования психического развития личности в качестве его причин рассматривают биологические и социальные факторы, обеспечивающие неповторимость пути становления каждой личности. В процессе развития происходит расширение и обогащение понятийного аппарата, который необходим для определения основных закономерностей развития человека и личности. В связи с этим необходимо уточнить понятие развития с помощью ряда понятий.
Ряд понятий, уточняющих термин «развитие».
Эволюционное развитие – процесс появления новообразований по сравнению с прошедшим этапом, к результатам данного вида развития относятся различные новообразования возрастных периодов.
Инволюционные изменения – являющиеся утратой ранее сформированных свойств и качеств психики, которые имели место в предыдущем периоде развития. Данные изменения происходят на протяжении всего периода жизни человека в результате процесса накопления изменений, которые переходят в новообразования.
Гетерохромное развитие, проявляющееся в появлении психических качеств в разное время, таким образом, происходит процесс неравномерного развития функций, одни опережают в развитии другие.
Биологическое развитие – процесс развития наследственных и врожденных факторов. Многие исследователи придерживаются точки зрения, что врожденные качества человека определяются в момент внутриутробного развития, а наследственные факторы напрямую зависят от генетики человека.
Социальное развитие, происходящее под двусторонним влиянием природной и социальной сред, исторического наследия общества, национальных особенностей и культурных влияний.
Специальное развитие – это процесс развития психических функций в рамках профессиональной подготовки, получение специальных знаний и соответственно развитие профессионального мышления, памяти, внимания.
Оценка развития личности
Процесс становления личности очень сложен и многогранен. Он имеет свои тенденции, перспективы и закономерности.
Понятие личности очень богато по своему содержанию и включает в себя множество критериев для оценки. Говоря о личностном развитии невозможно говорить только об общих признаках, обязательно упоминание об индивидуальных и неповторимых особенностях той или иной личности.
Личностью человека можно назвать лишь в том случае, если он обладает социальной индивидуальностью, совокупностью характерных именно для данного человека социальных качеств и свойств.
Помимо социальной индивидуальности огромную роль в становлении личности играет природная индивидуальность и неповторимость человека. Следует отметить, что социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте, либо только на основе биологических предпосылок. Личность человека способна формироваться только в комплексе данных факторов: в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе специально организованной практической деятельности и воспитания.
Именно поэтому, при оценке развития личности всегда отмечается тот факт, что личность как социальная индивидуальность всегда является результатом взаимодействия различных факторов развития.
Процесс выделения отдельных сторон личности: физической, духовной, социальной, носит весьма условный характер, так как все стороны личности как раз-таки и образуют целостную картину развития, каждый из элементов которого играет главенствующую роль на различных этапах жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе оценки развития личности необходимо обращать внимание на отдельные элементы ее развития, помня при этом, что они составляют единую, целостную картину личности в целом. Процесс развития личности длительный и включающий в себя множество этапов и стадий.
Начиная с раннего детства в процессе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы и правила, существующие в данном обществе и опосредствующие его физическое существование.
По мере роста и развития происходит расширение контактов ребенка с окружающим социальным миром, что в свою очередь приводит к формированию социального слоя личности.
В зрелом возрасте развивается процесс усвоения более глубоких слоев человеческой культуры, в которых входят духовные ценности и идеалы. На данном этапе происходит создание духовного центра личности, формированиеего нравственного самосознания. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе.
Осознав себя как личность и определив свое место в обществе и свой жизненный путь, человек приобретает свою неповторимую и уникальную сущность, свою индивидуальность, осознает свое достоинства и свободу, позволяющие отличать его личность от любой другой и выделять ее среди прочих.