Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой

Общие сведения

В последнее время система дошкольного образования и воспитания расширяется, развивается и трансформируется - появляются различные альтернативные дошкольные учреждения, в детских садах внедряются элементы общеобразовательных программ, разрабатываются творческие методические приемы работы с детьми дошкольного возраста.

Однако несмотря на очевидный прогресс в части интеллектуального развития, эмоциональное развитие ребенка нередко вообще выпадает из сферы деятельности дошкольной системы образования и воспитания, хотя развитие эмпатии в дошкольном возрасте имеет колоссальное значение для целостного развития личности.

Помимо направленности на развитие чисто интеллектуальных способностей, современное образование и воспитание реализуются в условиях глобальной цифровизации.

Таким образом доминирование интеллектуального развития, сетевого образования и цифрового общения несколько затормаживает развитие эмоционального интеллекта и эмоциональных способностей.

Однако гармоничное и целостное развитие ребенка, способного учиться и познавать окружающий мир, сопереживать, чувствовать эмоции и настроения других людей является приоритетом для современного подхода к воспитанию детей.

Сущность понятия «эмпатия»

Работы в области исследования развития эмпатии демонстрируют, что ее зачатки закладываются именно в старшем дошкольном возрасте – в этот период происходит начало формирования нравственно-эмоциональных основ культуры личности.

В современном варианте эмпатию понимают в рамках социально-нравственного контекста - как совокупность таких гуманистических и коллективистских качеств и способностей как: доброжелательность, сотрудничество, взаимопонимание, умение выстраивать положительные взаимоотношения, отзывчивость. В рамках эмоционального развития дошкольника, эмпатия отражает способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, выражать сочувствие и сопереживание, сострадание, стремление реализовать какое-то содействие.

В психологии выделяют два вида эмпатии, которые наиболее характерны для проявления в дошкольном возрасте: гуманистическая (способность эмоционально откликаться на благополучие или неблагополучие других людей), эгоцентрическая (способность осознавать и отслеживать собственные переживания, концентрироваться на них).

«Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психологи считают, что два этих базовых вида эмпатии являются основой для других ее форм проявления:

  • сопереживание - это способность к непосредственному воспроизведению эмоциональных переживаний другого человека, способность ситуативно разделить переживания другого человека;
  • сочувствие - это способность переживать собственные эмоциональные состояния относительно переживаний другого человека, то есть это внеситуативное переживание (интеллектуализированное и обобщенное чувство);
  • содействие - это способность реализовать некие альтруистические поведенческие акты на основе сопереживания и содействия.

Одним из фундаментальных способов развития эмоционально-нравственных способностей ребенка является художественная литература, которую ребенок осваивает совместно со взрослым. Художественная литература является безграничным источником развития нравственных, эстетических, интеллектуальных и социальных качеств личности.

Сказки способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников, только в них ребенок сталкивается в такими сложными эмоциональными темами как смерть, любовь, ненависть, гнев, страх, хитрость, коварство, доброта, самопожертвование и т. д. То, как отражены эти сложнейшие явления в сказках, является наиболее приемлемой формой для восприятия ребенка.

Художественная литература как инструмент развития эмпатии

Основная цель методического использования художественной литературы как средства развития эмпатии состоит в том, чтобы создать такие условия, в которых чувства и эмоции, испытанные ребенком при чтении художественного произведения, были отыграны, прожиты в поле реальной действительности. То есть ребенка нужно научить не только понимать эмоциональные состояния героев произведения, но и отслеживать, осознавать собственные эмоциональные состояния.

Именно для этого важно участие взрослого, который может инициировать небольшие диалоги с ребенком по поводу прочитанного, без этих вопросов и рассуждений ребенок не сможет соотнести свой реальный паттерн типичных реакций с идеализированным представлением в сказке и сформировать какое-то отношение.

Основная цель прочтения художественного произведения в дошкольном возрасте - это формирование навыков активного сопереживания герою в происходящей ситуации, анализ самого события, поступков героя, формирования собственного отношения к нему.

Фундаментальными для личностного развития являются ситуации анализа морального и нравственного выбора героев, в которых ребенку предлагается познакомиться с ситуациями принятия решения, совершения поступка, самопожертвования.

Сам подбор художественных произведений строится на нескольких принципах: эмоциональная насыщенность произведения (выразительный язык, частая смена событий), социально-нравственный смысл (борьба добра и зла, например), соответствие возрасту ребенка.

В воспитательных целях следует соблюдать определенный алгоритм чтения и анализа художественного произведения:

  1. Чтение произведения.
  2. Диалог о прочитанном: «Что здесь произошло?», «Кто герои рассказа?».
  3. Знакомство с иллюстрациями (здесь тоже важно задавать вопросы: «Что происходит на картинке?», - и искать этот отрывок в тексте).
  4. Игровой формат беседы ребенка с героем произведения (помогает сформировать ребенку собственное отношение).
  5. Можно сделать небольшие драматизации (проигрывания) на основе содержания произведения: то есть поставить небольшую сценку (это также способствует выражению эмоций, формированию собственного отношения)
  6. Соотношение с жизненным опытом: «А у тебя когда-нибудь было что-то похожее?».

Для способствования эмоциональному раскрытию взрослому следует читать произведение экспрессивно, насыщенно, с неподдельными чувствами. Кроме этого, нужно делать длительные паузы между чтением отдельных рассказов, чтобы дети могли проанализировать события, о которых идет речь в рассказах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot