Самосознание дошкольника
Самосознание в психологии – это психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта психической деятельности, результатом которого становятся представления о самом себе, мысленный «образ-Я».
Раннему возрасту ребенка характерны только истоки самосознания, а его формирование происходит к концу дошкольного возраста, что связано с интенсивным интеллектуальным и личностным развитием. Психологи считают это центральным новообразованием дошкольников.
Рисунок 1. Структура самосознания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Появление самооценки происходит во второй половине периода, а ее основой является рациональная оценка чужого поведения и чисто эмоциональная самооценка – я хороший.
Ребенок сначала учится оценивать действия других детей, а затем уже свои собственные. Самооценка дошкольника всегда совпадает с внешней оценкой и, прежде всего, самых близких родственников.
В пятилетнем возрасте ребенок, оценивая свои практические умения, несколько преувеличивает свои достижения. В 6 лет эта завышенная самооценка сохраняется, но не в такой открытой форме. В 7 лет самооценка ребенка становится более адекватной.
Если говорить в целом, то самооценка детей дошкольного возраста очень высокая, и это помогает им осваивать новые виды деятельности, не испытывая никаких сомнений и страха.
Формирование адекватного образа «Я» происходит при гармоничном сочетании почерпнутых из своего опыта знаний и общения с взрослыми и сверстниками. Самосознание дошкольников связано с особенностями семейного воспитания и там, где родители достаточно времени уделяют ребенку, у него формируются точные представления о себе. Таки е дети поощряются, но не подарками, наказываются, в основном, отказом от общения.
Кроме этого М.И. Лисина выделяет ещё такие особенности семейного воспитания как положительное оценивание родителями умственных и физических данных ребенка, прогнозирование хорошей успеваемости в школе.
В семьях, где с ребенком не занимаются, однако требуют послушания, низко оценивают, упрекают, наказывают, не ожидают от них школьных успехов, дети имеют заниженное представление о себе.
Дошкольники, таким образом, глазами близких взрослых видят себя.
Представления о себе у ребенка будут искажены, если в семье оценка и ожидания не будут соответствовать возрастным и индивидуальным его особенностям. Осознание своих переживаний является ещё одной линией развития самосознания ребенка. В дошкольном детстве он ещё не осознает их, хотя имеет разнообразные переживания и только в конце дошкольного возраста он может выразить их словами – «я рад», «я сердит», «я огорчен».
В этот же период ребенок осознает свой пол и приобретает представления о соответствующих стилях поведения.
Осознание себя происходит во времени. Ребенок в возрасте 6-7 лет хорошо помнит себя в прошлом – «когда я был маленький», осознает себя в настоящем и представляет в будущем – «когда я буду большой».
Основными компонентами самосознания ребенка дошкольного возраста, таким образом, являются самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, осознание себя во времени.
Методика исследования самосознания дошкольника
Зачатки личности у человека складываются в раннем детстве, одним из основных ее компонентов является осознание «Я»-идентичности. На протяжении всей жизни человека идентичность остается постоянной и формируется с возраста в 1-1,5 года, когда ребенок идентифицирует себя со своим именем.
Формирование половозрастной идентификации и самосознания ребенка связаны между собой. Дети очень удивляются, когда узнают, что их родители тоже были маленькими, что им предстоит повзрослеть и когда-то стать папами и мамами.
При изучении процессов идентификации пола и возраста дошкольников основная трудность состоит в том, что отсутствуют соответствующие методики дифференцированного оценивания достигнутого уровня идентичности. Такие методы как наблюдение, анализ речевой продукции, естественный эксперимент для этих целей не пригодны. Не очень подходят и опросники, анкеты, автопортреты.
Данный пробел восполняет разработанная методика, использующая процедуру предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала. С помощью этой методики исследуется уровень сформированности аспектов самосознания, связанных с идентификацией пола и возраста.
Применяется методика для детей с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием в возрасте от 4 до 12 лет. Также эта методика может применяться при консультировании ребенка, при коррекционной работе, при диагностическом исследовании.
К стимульному материалу относится набор карточек с персонажами мужского и женского пола от младенчества до старости. В каждом наборе по 6 карточек. Облик персонажей соответствует младенчеству, дошкольному периоду, школьному возрасту, юности, зрелости, старости.
Исследование проходит в два этапа. На первом этапе необходимо оценить возможность ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус. Для этого на столе в случайном порядке раскладываются оба набора карточек и ребенку необходимо показать, какому образу он соответствует в данный момент.
Если выбор ребенка адекватный, и он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, в протоколе специалист делает соответствующую отметку. Неадекватный выбор ребенка в протоколе тоже фиксируется. Если ребенок заявляет, что его нет на картинках, продолжать эксперимент нецелесообразно, потому что идентификация с образом настоящего у него не сформирована.
После выбора первой картинки ребенок должен выбрать следующие так, чтобы получилась возрастная последовательность. Все выборы ребенка фиксируются в протоколе. Нужный образ ребенок должен найти исключительно самостоятельно.
Исследования второго этапа предполагают сравнение представлений ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном, Я-не привлекательном.
Перед ребенком на столе лежат обе последовательности картинок – последовательность, соответствующая его полу, которую он составил сам, лежит прямо перед ним, а вторая расположена немного дальше.Все карточки находятся в поле зрения ребенка. Ему необходимо показать, какой образ последовательности, по его мнению, самый привлекательный, т.е. каким бы ребенок хотел быть. После выбора картинки можно задать вопрос – почему этот образ показался ему привлекательным. Затем ребенок выбирает картинку с самым на его взгляд, непривлекательным образом, каким бы он ни за что не хотел быть. Все результаты фиксируются в протоколе. Далее идет их обработка и интерпретация.
Особенности самосознания дошкольника
Самооценка ребенка с окончанием дошкольного возраста становится более полной, глубокой, развернутой. Причины этих изменений связаны с усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи, появлением интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей и переходом к личностному общению.
Самосознание в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:
- критическое отношение к оценке сверстника и взрослого;
- при оценке сверстника ребенок оценивает самого себя;
- осознает свои физические возможности, нравственные качества, умения, переживания и ряд психических процессов;
- дифференцированная самооценка и самокритичность складываются к концу дошкольного периода;
- возникает способность мотивировать свою самооценку;
- появляется осознание себя во времени, личностное осознание;
- самооценка устойчива и характеризует ребенка как личность в различных ситуациях.
Эти особенности проявляются у старшего дошкольника в привычных для него видах деятельности и зависят от условий воспитания.
К 6-7-летнему возрасту родители и воспитатели свое отношение к ребенку перестраивают, поэтому система требований и оценок меняется. От ребенка ждут усидчивости, внимательности и серьезности, оценки его поведения и деятельности становятся критичнее. В некоторых семьях ребенок перестает быть центром внимания, потому что появляется ещё один ребенок. Возникают, таким образом, качественно новые психические образования – осознание своего социального «Я» и осознанная самооценка.
Весь ход психического развития подготавливает эти изменения в самосознании в дошкольный период, и является стартовой площадкой для перехода на новую возрастную ступень. Надо сказать, что данные психические новообразования характерны только для тех старших дошкольников, кто в своем развитии достиг переходного периода и переживает кризис 7 лет.