Социальная ситуация развития
В психологии раннее детство – это возрастной период от 1 года до 3 лет.
Это возраст в личностном развитии, познавательной и социальной сферах, возраст формирования новой социальной ситуации развития, когда возникает совместная деятельность ребенка и взрослого и становится предметной. Совместная деятельность связана с тем, что взрослый человек учит ребенка правильно пользоваться предметами, объясняет их необходимость.
В раннем детстве социальная ситуация выглядит так – «ребенок – предмет -взрослый». В этом возрасте для ребенка важным является предмет, который становится для малыша главным и на этом предмете сосредотачивается всё внимание – это может быть машинка, кукла, стул и др. Фактически это не совсем так, потому что овладеть человеческими способами употребления предметов ребенок без помощи взрослого ещё не может.
Мотив деятельности заключается в предмете и способе его употребления, поэтому совместная деятельность становится предметной. В этом возрасте идет интенсивное развитие общения, которое становится не только эмоциональным, но и речевым.
В конце первого года жизни ребенок становится на ноги, что имеет очень большое значение, а сам этот период получил название ходячее детство. Прямохождение является задачей, связанной с сильными переживаниями, и для её решения важна поддержка, участие и одобрение взрослого человека.
Постепенно малыш начинает ходить уверено, увеличивается его автономность от взрослого и с внешним миром складывается более свободное и самостоятельное общение. Доступными становится большее количество предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Возникает желание потрогать всё своими руками, повертеть тот или иной предмет, ребенок требует внимания к себе и совместной игровой деятельности.
Разворачивается новая форма общения – ситуативно-деловое. Взрослый становится для ребенка раннего возраста соучастником игры и предметной деятельности, образцом для подражания, который оценивает знания и умения ребенка, эмоционально его поддерживает.
Полноценное общение – это доверчивость и эмоциональность, которую проявляет ребенок, чувствительность к оценке взрослого и перестраивание своего поведения исходя из поведения взрослого, активное использование во взаимодействии речи.
Ребенок в этом возрасте должен усвоить логику предметного действия, которую выделил Д.Б. Эльконин. Например, двухлетний малыш не может спускаться с дивана, пытаясь делать это вниз головой или боком. Взрослый должен повернуть ребенка головой к спинке дивана, спустить сначала одну ножку, а затем другую, приговаривая – вот так, вот так. После нескольких попыток ребенка надо только поддерживать и поощрять. Образец действия взрослого является главным звеном обучения маленького человека.
Формирование предметного действия у ребенка
Делая анализ усвоения предметных действий, Д.Б. Эльконин выделил определенные закономерности:
- действия ребенка производятся, потому что они представляют совместную деятельность ребенка и взрослого;
- на начальном этапе идет усвоение общих действий – цель, смысл, основной рисунок и несколько позднее совершенствуется техническая сторона действий;
- ребенок, действуя по образцу, строит собственный образ действия с предметом, постепенно осваивая операционально-техническую сторону действия;
- заканчивается формирование предметного действия, когда у ребенка возникает образ действия;
- ребенок, формируя свое предметное действие, отождествляет себя с взрослым;
- взрослый является источником эмоциональной поддержки и образцом для подражания.
Ребенок, воспроизводя действия взрослого, сначала выполняет их по моторике и результату несовершенно, но постепенно они становятся, направлены и осмысленны. Очень хорошей ситуацией является разыгрывание представления с какой-нибудь игрушкой, когда взрослый с улыбкой на лице адресует действие малышу, вовлекая его в игру. Наблюдая за этими действиями, ребенок присоединяется к игре.
Есть ещё один тип предметных действий – это соотносящие действия, суть которых состоит в приведении 2-х или нескольких предметов в пространственное взаимоотношение. Например, складывание матрешки и др.
Разные способы обучения выполнению соотносящих действий дают развивающий эффект для перцептивных способностей ребенка.
В психическом развитии ребенка важно использовать полифункциональные предметы – обычная палочка может выступить в роли градусника или ножа, кубик может стать кусочком мыла и др. Используемые предметы дают определенную свободу действий, а это дает им возможность выступить средством овладения замещением.
Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Замещение является важной предпосылкой развития игры, но бывает, что даже к концу раннего детства оно оказывается несформированным. В этих случае ребенку необходимо специальное внимание, чтобы выяснить причину несформированности замещающих действий и, безусловно, оказать педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания.
Познавательное развитие в раннем детстве
В раннем детстве ребенок очень активно исследует разные свойства предметов и способы их использования. В результате совершенствуется восприятие ребенка, развивается мышление, идет формирование двигательных навыков.
В основе всестороннего и полного восприятия лежит овладение предметной деятельностью. Чтобы эти способности были лучше развиты, необходимо выполнение предметных действий, требующих учета различных свойств предметов.
Внешними ориентировочными действиями выступает подбор и соединение предметов по их форме, цвету, расположению в пространстве, в результате чего ребенок добивается правильного практического результата. Насколько хорошо и качественно ребенок овладеет этими действиями, зависит от помощи взрослого и предлагаемых ребенку игрушек.
В раннем детстве зрительное восприятие непроизвольно и избирательно, поэтому ребенок часто опирается на бросающиеся в глаза отдельные или случайные признаки.
Зрительная ориентировка является следующей ступенькой, когда возможным становится целенаправленный выбор предмета по образцу – по форме, размеру, по цвету. Происходит постепенное накопление представлений о свойствах предметов. Развивается фонематический слух, а внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность.
Решение задач в раннем детстве происходит с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки.
Наглядно-образное мышление складывается пока для ограниченного круга задач.
В развитии мышления одной из основных линий является формирование обобщений. Сначала обобщение возникает в процессе действия, а потом закрепляется в слове. Способность к обобщению имеет большое значение, т.к. происходит выделение предмета, его свойств и функций, а это уже начало сложной логической переработки материала, осознание окружающего мира.
Развитие речи способствует активному совершенствованию знаковой функции сознания. Для усвоения речи раннее детство является сензитивным периодом. Развивающаяся предметная деятельность в этом возрасте создает мощный стимул к усвоению речи. Речевое обращение по поводу действий с предметом становится орудием организации делового сотрудничества с взрослым.
Происходит совершенствование понимания речи взрослых и переход к собственной речи.
На третьем году жизни большим достижением в понимании речи становится понимание рассказа другого человека – речь начинает выступать основным средством познания и является важнейшим приобретением развития.