Клиент-центрированная психотерапия появилась во второй половине двадцатого века. Изначально она называлась недирективной психотерапией.
Американский психолог Карл Роджерс представил самую популярную, после психоанализа, систему психотерапевтической помощи и консультации. Ее главная идея заключается в том, чтобы понять, как человек воспринимает себя сам, а не выглядит в глазах других людей.
Философия клиент-центрированной психотерапии
В психологии двадцатого века было принято считать, что по своей природе человек – существо иррациональное, обладающее низким уровнем социализации, а также стремлением к разрушению. С точки зрения теории Карла Роджерса, люди являются социализированными и оптимистичными, что противоречит вышеупомянутой теории. Если же в каких-то случаях и возникают антисоциальные переживания, которые проявляются в процессе психотерапии (ярость, раздражение, враждебность), то в действительности они являются естественной реакцией на фрустрацию в удовлетворении потребностей в любви, защите, счастье и других.
Поэтому попытки контролировать негативные реакции - бессмысленные; нужно уделить внимание тому, чтобы человек мог получить достаточно внимания, любви, позитивных эмоций, которые нивелируют отрицательные проявления. Например, удовлетворение потребности в дружеском общении может снизить уровень агрессии.
Сеанс клиент-центрированной психотерапии
Обычно сеанс клиент-центрированной психотерапии начинается с того, что психотерапевт и человек, которому нужна помощь, садятся друг напротив друга. Для того, чтобы сеанс психотерапии прошел успешно, необходимо установить контакт с человеком в течение первых пяти минут, иначе онне сможет доверять психотерапевту и внутренне заблокируется.
Во время сеанса клиент-центрированной психотерапии важно сосредотачивать внимание не на самой проблеме, а на том, как себя чувствует человек, когда рассказывает о ней, какие переживания его охватывают. Этот подход и метод психологического воздействия и дал название этому направлению психотерапии – клиент-центрированная. Человек может самостоятельно определить тему для разговора. Специалист лишь может подталкивать человека к тому, чтобы обсудить то, что наиболее беспокоит.
В течение сеанса клиент-центрированной психотерапии психотерапевту необходимо участвовать в проблеме при помощи вербальных и невербальных сигналов. Это осуществляется при помощи специальных вопросов (вербальные методы), а также используя тональное понижение голоса (невербальные методы). Например, психотерапевт говорит такую фразу: «Я чувствую, что вам нелегко пришлось в данной ситуации (понижение тона голоса)». Изменения тональности как бы заставляют человека «упасть» вниз, начать рассказывать о проблеме более детально. Однако реакция психотерапевта может быть и иная. Специалист должен чувствовать, есть ли у человека желание обсудить данную проблему, и сколько времени он в состоянии о ней говорить.
Человек должен самостоятельно формулировать свои вопросы. Психотерапевт сопровождает пациента не в его погружении в саму проблему, а в глубины его эмоциональных переживаний, которые на данный момент беспокоят его больше всего. Многие не могут правильно сформулировать свою собственную проблему, вследствие этого часто оказывается бессмысленным требовать от них этого. Формулирование вопроса может быть опасно еще и тем, что направляет ход разговора, а также вновь вводит клиента в проблему. Если вместо человека, которому нужна помощь, начать выстраивать предположения о его чувствах или же пытаться сформулировать проблему, то психотерапевт будет направлять его, что может негативно сказаться на способности человека раскрыться перед специалистом, а то и вовсе он может заблокироваться и перестать рассказывать о том, что его волнует.
Например, человек рассказывает о том, что на работе ему не с кем общаться, а в жизни друзей у него нет. Психотерапевт может задать следующие вопросы: «Вы ощущаете себя очень одиноким?», «Как думаете, почему это происходит?», «Это регулярно происходит?» Подобные вопросы заставляют задуматься над обстоятельствами в интеллектуальном ключе, и человек прекращает разговор о том, что он чувствует.
Главный принцип клиент-центрированной психотерапии – быть рядом с человеком, обратившимся за помощью. И именно поэтому вопросы психотерапевт должен задавать не для себя, а для самого человека. Они должны помогать ему глубже проникать в собственные чувства.
Такой метод клиент-центрированной психотерапии, как техника правильного «отзеркаливания», позволяет в течение всего сеанса психотерапии оставаться «рядом» с человеком. Например, человек, который пришел на прием, может рассказать о следующем: «Сегодня ночью во сне я увидел свою мать. Пока к вам я ехал, все время только о ней и думал. Как же я от этого устал. И дома у меня проблемы, и с детьми, и с коллегами…»
Неопытный психотерапевт, применяющий техники клиент-центрированной психотерапии, может ему ответить, однако такие ответы будут неверными: «Я вижу, что у вас достаточно серьезных проблем». Такая реакция психотерапевта, по сути, является директивной, так как заставляет человека говорить только о проблемах. Но пациент имеет право сам выбирать, о чем ему говорить.
«Вы рассказали о многом, расскажите еще о чем-нибудь». Подобный ответ давит на пациента.
«Есть ли еще что-то, что приносит вам радость?» В подобного рода ответах ощущается эмоциональная «глухота» по отношению к человеку. Он слышит: «Что вы все о плохом да о плохом. Лучше расскажите о хорошем».
Ответ психотерапевта должен быть в рамках клиент-центрированной психотерапии. Примером такого ответа может послужить вариант: «Да, многое сейчас происходит в вашей жизни…». После этой фразы специалист некоторое время ожидает в тишине, а человек, обратившийся за помощью, решает, нужно ли ему рассказывать что-то еще и требуется ли ему дальнейшая помощь специалиста.