Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Этапы терапевтического процесса в групповом клиентоцентрированном консультировании и психотерапии

Все предметы / Психология / Этапы терапевтического процесса в групповом клиентоцентрированном консультировании и психотерапии

Клиенто-центрированная психотерапия и консультирование

Определение 1

Клиенто-центрированная терапия (консультирование) – это метод, разработанный К. Роджерсом, основанный на определенной системе понятий о самопредставлении индивида в процессе его жизненного развития, как полноценно функционирующего члена общества.

С точки зрения К. Роджерса человек представляет собой субъект, находящийся в состоянии постоянной тревожности вследствие несоответствия, выраженного:

  1. В стремлении быть самим собой, и одновременно при этом, бояться занять данную жизненную позицию. Это внутреннее несоответствие осложняет человеку его жизненное функционирование, так как он постоянно должен соответствовать какому-то установленному образу, но при этом испытывает страх, что не сможет сделать этого.
  2. В стремлении понять и познать собственный реальный жизненный опыт, и в тоже время боятся сделать это. Данное несоответствие не позволяет человеку «двигаться вперед», быть самим собой и заниматься тем видом деятельности, который приносит реальное удовольствие.
Замечание 1

Таким образом, имеющиеся несоответствия действуют на человека так, что он постоянно находится как бы под контролем, в связи с чем, не может развиваться и самоактуализироваться, полноценно функционировать и иметь конструктивное поведение в ходе своей жизнедеятельности.

По мнению К. Роджерса, полноценно функционирующий человек характеризуется:

  1. Открытостью собственных переживаний.
  2. Тенденцией к ведению экзистенциального образа жизни.
  3. Демонстрацией организмического доверия к окружающим людям и действительности.
  4. Эмпирической свободой, жизнью без ограничений и запретов.
  5. Креативностью мыслей, идей, действий и поступков.

Особое внимание в теории К. Роджера отводится личностному опыту индивида. Личностный опыт человеком приобретается в процессе жизнедеятельности. Рассматривая, таким образом, личный опыт человека, К. Роджерс вводит новые понятия: «конгруэнтность» и «неконгруэтность»:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Конгруэнтность — это степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете).
  • Неконгруэнтность — это степень несоответствия между сообщением и опытом.

Клиенто-концентрированное консультирование и психотерапия опираются на том, что специалист помогает клиенту уйти от защитной конфронтации и стать более конгруэнтным.

Этапы психотерапевтического процесса в клиенто-центрированном консультировании и психотерапии

Этапы психотерапевтического процесса:

  1. Заблокированность внутренней коммуникации. На этом этапе отмечается замкнутость пациента, нежелание делиться своими проблемами и как-то выражать себя. Общение между пациентом и специалистом происходит лишь на общие темы. Целью психотерапевта является установление доброжелательных отношений, основанных на взаимном уважении и доверии. Чаще всего на этом этапе пациенты не обращаются добровольно за помощью.
  2. Стадия самовыражения. Пациент начинает постепенно делиться со специалистом своими проблемами, но при этом он не признает их за свои. На этом этапе пациент уже самостоятельно обращается за помощью, но делает он это так, как будто помощь ему не нужна, в ней нуждается его друг или знакомый.
  3. Процесс самораскрытия. Постепенно пациент начинает признавать свои проблемы, отождествлять их со своим «Я». На основании установившегося доверия с терапевтом он рассказывает не только то, что волнует его в настоящее время, но те чувства и мысли, которые были в прошлом. Происходит дифференциация чувств, пациентом признаются переживания и противоречия. Именно на этом этапе, чаще всего, пациенты готовы приступить к полноценному лечению.
  4. Развитие процесса самораскрытия. Постепенно эмпатия, понимание и принятие своих проблем позволяет пациенту перейти на следующий этап, где он проявляет и испытывает более интенсивные эмоции и чувства. Пациент высказывает специалисту не только важные и значимые чувства, но и текущие, сиюминутные переживания, которые связаны с недоверием или страхом. В некоторых случаях отмечается проявление чувства вины и личностных конструктов. Взаимоотношения со специалистом начинают формироваться на основании чувств.
  5. Формирование собственного отношения к своему феноменальному внутреннему миру. На этом этапе пациент преодолевает отчужденность, принимает свое «Я», вследствие чего у него возникает потребность быть самим собой. Постепенно пациент начинает свободно выражать свои чувства и эмоции, переживания, удивления и страхи, и т.д. Однако у него еще частично сохраняются чувства страха, недопонимания и недоверия. Ввиду принятия своего «Я», пациент принимает и «Я»-чувства, все более присваивая их себе, тем самым понимания и принимая свои проблемы.
  6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Пациент переживает новые для него чувства, которые ранее он не фиксировал, либо испытывал в неполной мере. Осуществляется и принятие чувства страха, в связи с чем, сопротивление и отрицание проживаются открыто, четко ощущается дифференциация разных чувств и проблем. Появляются физиологические корреляты ослабления и расслабления, слезы, вздохи, мышечная релаксация. Этот этап чрезвычайно важен и, по-видимому, необратим.
  7. Личностные изменения. На этом этапе отмечаются первые попытки самостоятельного движения к достижению желаемого результата. Так, испытывая новые чувства, пациент учится использовать их для формирования собственных представлений об окружающем мире, людях и самом себе. Чувства очень часто меняются, так как переживания еще достаточно спонтанны. Этот этап, которого достигает сравнительно небольшое число пациентов, характеризуется открытостью переживаниям, что ведет к появлению качества движения, изменения. Внутренняя и внешняя коммуникация протекает свободно.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис