Игра в жизни детей занимает практически все свободное время. С ее помощью они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются физически и интеллектуально, расширяют кругозор и познают мир. Метод игры также начали применять и в психотерапии.
Игровая психотерапия – это метод, направленный на работу с изменениями психики у людей всех возрастов посредством вовлечения их в какую-либо игру.
Возникновение игровой психотерапии
В 1913 году австрийский психолог Зигмунд Фрейд начал применять эту технику при работе с детьми. Он ориентировался на то, что дети раскрываются в момент игры, их активность становится максимальной, и если понаблюдать за ребенком в момент, когда он играет, можно выявить главные источники детских переживаний.
Затем игровой терапией занялась Мелани Кляйн, британский психоаналитик, которая считала, что психотерапевт должен занимать роль наблюдателя и фиксировать данные, полученные от ребенка в момент игры. Однако в 1946 году дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд посчитала, что психотерапевт должен занимать лидирующую позицию в игре с ребенком. Она даже привлекала родителей в процесс игры, чтобы получить более точные данные.
Эффективность игровой психотерапии
Игровая психотерапия особенно эффективна, когда ребенок страдает от таких недугов, как:
- нарушения поведения;
- необщительность;
- фобии;
- замкнутость;
- вредные привычки.
Игровая психотерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственным противопоказанием к игровой психотерапии являются такие заболевания, как неконтактная шизофрения и полный аутизм.
Игровая психотерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:
- при отставаниях в развитии речи;
- для улучшения психического состояния детей, пострадавших от развода родителей;
- при трудностях в чтении;
- при выдергивании волос;
- при лечении заикания;
- при агрессивном поведении;
- для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
- для профилактики и лечения страхов и фобий;
- для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
- для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
- для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.).
Многие люди ошибочно считают, что игровая психотерапия относится к разряду психиатрии и что применять ее нужно лишь в тяжелых случаях. На самом деле, возможности игровой психотерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. Во время игры ребенок учится правильно ставить себя в обществе, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, привлеченными к процессу игры, что позволяет решать многие проблемы, которые возникают при коммуникации с людьми.
С кем лучше играть – с мамой или психотерапевтом?
Детский психолог или психотерапевт может обучить методике игровой терапии. Он может подобрать игры, наиболее подходящие конкретному ребенку с его конкретной проблемой.
Специалисты отмечают, что наиболее результативными являются игры, в которые дети играют вместе с родителями, а не с незнакомым человеком.
Более того, польза от занятий, которые проводят с ребенком его мама и папа, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, что улучшает отношения между ребенком и родителем. Игровая психотерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения помогают им научиться лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и непринужденность.
Игры, позволяющие решить проблемы детей
Для каждой проблемы ребенка существует своя игра.
Так, например, для улучшения психологического самочувствия могут применяться следующие игры:
- жмурки;
- пятнашки;
- прятки;
- полоса препятствий.
Эти игры помогут наладить контакт между родителем и ребенком, улучшат физическую подготовку ребенка, поспособствует развитию ловкость и сноровки, зарядит оптимизмом как ребенка, так и родителя.
Для того, чтобы скорректировать детскую агрессию, применяются следующие игры:
- сражение;
- злые – добрые кошки;
- обзывалки овощами, ягодами и фруктами.
Эти игры помогут ребенку выплеснуть свою агрессию.
Для того, чтобы снять напряжение и расслабить ребенка, применяются следующие игры:
- цветные ладошки – когда ребенок рисует травку, солнышко, облака, окуная свои пальцы в краску;
- лепка из соленого теста.
Песочная игротерапия
Во время применения игровой психотерапии на практике, специалисты разработали еще один метод – песочная игротерапия, включающая в себя игры с песком или даже в песочнице.
По мнению специалистов, игры с песком помогают освободить энергию, которой долго не давали выхода.
Задачей песочной игротерапии является обучение ребенка особым навыкам, которые отражаются на поведении, а также предоставление возможности быть таким, каким ему хочется быть, каким он видит себя сам.
Песочная игротерапия зарекомендовала себя, как наиболее результативный и плодотворный метод, применяемый в работе с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Такие дети также часто страдают от комплекса неполноценности или неуверенности в себе. Игры в песке предоставляют ребенку самостоятельно создавать ситуации, из которых ему нужно найти правильный выход. Это учит его самостоятельности.
Играя с песком, ребенок может проявлять любые свои эмоции – радость, тревогу, переживания. В песке ребенок чувствует себя комфортно. Эффективным является подключение сказок, где ребенок, например, будет играть в героя и спасет принцессу из песочного замка. Для этого он будет не просто предлагать различные выходы из трудной ситуации, но и на самом деле будет разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.