Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гуманистическая психотерапия

Определение 1

Гуманистическая психотерапия – это вид психотерапии, основанный на концепции, что каждый человек может выбирать и определять содержание своей жизни и ее главную цель.

Гуманистическая психотерапия ставит на первое место все, что связано со свободой человека. Сюда относится:

  • творчество;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • высшие ценности;
  • ответственность;
  • самоактуализация личности;
  • любовь;
  • межличностная коммуникация.

Гуманистический подход

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд дал начало развитию современной психотерапии. Он был первым, кто начал лечение психических проблем при помощи анализа потребностей человека. До Зигмунда Фрейда лечение осуществлялось только при помощи медикаментозных средств.

Причины любых психических отклонений психолог искал внутри человека, однако этот подход не всегда был верным.

Основоположником гуманистического подхода является Эрих Фромм, немецкий социальный психолог, который также был учеником Зигмунда Фрейда. Фромм осознал, что природа человека изначально положительна, если рассматривать саму суть человека. Каждый хочет иметь гармоничные отношения с собой и окружающими, каждый стремится к созиданию прекрасного. Однако проблема заключается в том, что противодействие общества сильно влияет на осуществление потребностей человека, что часто выливается в агрессию, эгоизм и садизм.

Зигмунд Фрейд выявил следующие потребности человека:

  • создание положительных отношений с людьми,
  • созидание материальных, культурных и духовные ценностей;
  • создание безопасного пространства для себя и своего потомства;
  • потребность следовать и служить какому-либо высшему идеалу;
  • наличие системы взглядов, помогающих понять мир и объяснить его;
  • проявление своих индивидуальных особенностей.
«Гуманистическая психотерапия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Однако Эрих Фромм считал, что из-за давления общества, экзистенциальные потребности не могут быть удовлетворенными, что провоцирует появление негативных черт характера, таких, как:

  • эгоизм;
  • отсутствие веры;
  • пассивность;
  • страх;
  • низкая самооценка;
  • цинизм;
  • преступные наклонности.
Замечание 1

Так как Эрих Фромм считал, что положительные потребности - врожденные, то у человека всегда есть возможность вернуться к лучшему себе. Гуманистические психотерапевты убеждены, что любой человек может измениться в положительную сторону, если ему оказать помощь и показать, что нужно делать.

Методики гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия – это общее название для целого ряда психотерапевтических школ. Гуманистическая психотерапия, как и психоанализ, на практике использует метод интервью, однако она сосредоточивается на том, что происходит в настоящий момент.

Гуманистическая психотерапия в гештальтподходе отличается от клиент-центрированного метода. Первая цель данного вида психотерапии - личностный рост, вторая – работа над восстановлением контакта со всеми сторонами своей личности. А вот рационально-эмоциональный подход больше сосредотачивается на устранении отрицательных эмоций.

Американский психолог Альберт Эллис считал, что отрицательные эмоции человек испытывает из-за нерациональных установок. В основе этих убеждений лежат понятия «должен» и «обязан». Вместо того чтобы решать свои настоящие проблемы, человек сосредотачивается только на негативном понятии «должен», что только делает его несчастнее.

Ярким примером таких установок можно назвать гендерные стереотипы. Женщин учили быть хорошими женами и матерями, учили удовлетворять чужие потребности. В зону их забот традиционно входят мужья, дети, родители, но только не они сами. Хорошая жена и мать часто оказывается несчастным человеком.

Когда такая женщина приходит на прием к психотерапевт, ей задают вопрос, хочет ли она быть хорошей и счастливой. После этого она понимает, что несчастной ее сделали неправильные установки, что забота о себе, своем саморазвитии и возможности самовыражения – это нормально.

Неоценимый вклад в гуманистическое воспитание сделал рационально-эмоциональный подход. Раньше было непонятно, до какой степени человек способен удовлетворять свои личные нужды и потребности, не обращая внимания на мнение окружающих? До того моменты, пока интересы человека не противоречат интересам других людей. Нельзя забывать, что мы живем в обществе и нас окружают другие люди, а не только мы сами.

Необходимо понимать, что рамки и правила существуют. Они являются важным понятием в гуманистическом воспитании.

Вседозволенность можно считать антагонистом тирании, но она также влечет множество негативных последствий. Если для ребенка не существует рамок, он создаст их сам, ориентируясь на собственные желания и восприятие, что спровоцирует создание неприятных и даже опасных для его жизни ситуаций. Он не знает, ка нужно себя вести, поэтому где бы он ни был – в детском саду или школе, он начинает бунтовать, отказываться подчиняться правилам, создает негативное отношение к себе, что тратит его энергию, которую можно было направить на саморазвитие. Рамки и положительное взаимодействие со взрослым – это главные условия успешного воспитания.

Основные принципы гуманистической психотерапии

Гуманистическая психотерапия придерживается особых принципов, которые отличают ее от других видов психотерапии. К ним относится:

  • необходимость в обучении, так как это помогает передать культурное наследие поколений;
  • следование общечеловеческим принципам и ценностям;
  • воспитание самостоятельности. Оно заключается в том, что ученик не просто должен усвоить знания. Главной задачей учителя является обучение самостоятельному поиску, способности к анализу и использованию полученной информации;
  • ребенок – это не объект, а субъект воспитания, соответственно, процесс обучения – это взаимодействие учителя с учеником, а не бездумное подражание всему, что делает взрослый, и зазубривание материала;
  • акцент только на особенности личности ребенка и образовательные потребности каждого ученика.
Дата последнего обновления статьи: 15.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot