Личность педагога
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность учителя, взаимодействующего с ребенком в школьной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития.
Личность педагога – это совокупность таких психических качеств как ценностные ориентации, мотивация, способности, которые оказывают влияние на выбор целей, задач, средств и способов педагогической деятельности и педагогического общения. Личностные качества учителя являются важным фактором эффективности его профессиональной деятельности.
Русский педагог и психолог конца XIX века П.Ф. Каптерев указывал на наличие у учителя таких качеств, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, скромность, наблюдательность. Особое внимание он отводил остроумию учителя, его ораторским способностям и артистичности.
Личность учителя должна обладать и готовностью к эмпатии, к сопереживанию, потребностью к социальному взаимодействию.
Общая культура учителя, его профессионализм проявляются в педагогическом такте. Рассматривая качества педагога, исследователи разграничили их на профессионально-педагогические и личностные.
К профессионально-педагогическим качествам относятся целеполагание, эрудиция, интуиция, диагностическое и практическое мышление, оптимизм, наблюдательность, находчивость, рефлексия, которые понимаются только в педагогическом аспекте (педагогическая эрудиция).
Профессионально-значимые качества педагога А.К. Маркова считает близкими к понятию «способность» – например, педагогическое целеполагание является способностью вырабатывать сплав из общественных целей и своих собственных, предлагая их на обсуждение школьникам.
Что касается личностных свойств педагога, то Л.М. Митина выделяет их более пятидесяти, как профессионально-значимых, так и собственно личностных.
Среди этих качеств вдумчивость и вежливость, воспитанность и внимательность, взыскательность и впечатлительность, гражданственность и гуманность, добросовестность, доброжелательность, инициативность, искренность, любовь к детям, отзывчивость, порядочность, патриотизм, скромность, справедливость, смелость, тактичность, принципиальность, эмоциональность, чувство собственного достоинства и др.
Из этого перечня качеств складывается психологический портрет идеального учителя. Собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я», являются его стержнем Если какое-либо доминантное качество отсутствует, то эффективно осуществлять педагогическую деятельность невозможно.
Кроме основных есть периферийные качества, не оказывающие решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, хотя способствующие её успешности.
У педагога могут быть и негативные качества, которые, безусловно, снижают эффективность педагогического труда, а профессионально недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение – залог успешного профессионального саморазвития педагога
Российское образование к личности педагога предъявляет особые требования – педагог должен не только владеть предметными знаниями, но и обладать способностью мобилизации внутренних и внешних ресурсов для решения профессиональных задач.
Сегодня в системе образования существует противоречие – внешние структуры осуществляют профессиональную подготовку, а профессиональное саморазвитие является результатом собственного внутреннего движения.
Саморазвитие педагога рассматривается как результат творческой деятельности, путь самопознания.
Критерии и показатели саморазвития педагога определены на основе проекта профессионального стандарта:
- педагог должен осмыслить себя и свои способности относительно современных требований;
- в профессии стремиться к самоактуализации, познавательному, творческому саморазвитию, профессиональной активности;
- стремиться и направлять себя на совершенствование профессионального опыта – применение инновационных технологий, видение проблем, целеполагание и планирование, достижение результата, рефлексию.
Внутренние противоречия возникают между собственным социальным предназначением и реальными возможностями его осуществления, а внешние противоречия возникают между требованиями среды и личностной устремленностью реализовать свои возможности.
Психолого-педагогическое сопровождение личности педагога должно обеспечивать гуманизацию учебно-воспитательного процесса и ориентировать его на личностную модель взаимодействия. Это значит, использовать гибкий подход к организации работы педагога на основе курсов повышения квалификации, взаимопросмотров, обмена опытом, тренингов и др.
В образовательном учреждении важно создавать успешный имидж педагогов, которые стремятся к саморазвитию, создавать условия для внедрения личностно-ориентированного подхода в работе с ребенком. Педагогам необходимо оказывать содействие для того, чтобы овладеть психологическими знаниями о детях, особенностями психического и личностного их развития.
Одной из форм работы с педагогами по их профессиональному саморазвитию, Л. М. Митина называет тренинг-семинар. Здесь возможны два подхода – организация групп педагогов из разных педагогических учреждений или педагогов одного коллектива. Второй вариант работы, как показывает опыт, более предпочтителен в плане повышения эффективности работы и внедрения новых технологий.
Группы работают по своим программам, а обобщенная структура тренинга достаточно устойчивая и включает обязательные содержательные блоки и процедурные моменты.
Главная задача тренинга – расширить сознание и самосознание педагога.
Среди новых форм методической работы – ролевые игры, инициативные микрогруппы педагогов, мозговые атаки, направленные на реализацию и развитие потенциальных возможностей педагогов, их способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение педагога направлено на обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие готовности к этой деятельности.
Первым условием готовности педагога к инновационной деятельности является наличие мотива, а вторым условием является комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования. Третье условие – компетентность педагога в области педагогических инноваций.
Психологическая готовность педагога к этой деятельности означает, что у него сформированы рефлексивно-аналитические и деятельностно-практические навыки и умения.
Креативность педагога, высокая его ответственность и творческая активность являются основной характеристикой психологической готовности.
В современных условиях педагогу необходимо создать условия для переподготовки, устранить перегрузку и подготовить его профессионально и морально.
Современному педагогу сегодня недостаточно быть специалистом в своей области знаний, сегодня ему необходимо владеть информационными и инновационными технологиями, вести документацию в электронном варианте, строить отношения с родителями, которые практически не занимаются воспитанием своих детей. Всё это педагог должен делать в условиях, когда престиж его профессии падает, благодаря современным СМИ.
Трудовая деятельность приводит многих педагогов к эмоциональному выгоранию, следствием которого являются хроническая усталость, ощущение беспомощности, снижение мотивации, привычка думать о себе в последнюю очередь.
На состояние учащихся и эффективность образовательного процесса самым непосредственным образом влияет эмоциональное состояние педагога.
Каждый педагог сегодня должен иметь собственную программу защиты от стресса. В этом ему должен помочь педагог-психолог.
Развитие педагога, как профессиональное, так и личностное, напрямую зависит от самообразования и саморазвития.
Существует циклическая модель непрерывного психолого-педагогического сопровождения для оптимизации профессиональной компетентности всего педагогического коллектива:
- диагностика психологического климата в коллективе, индивидуального стиля педагога, креативность и готовность к инновационной деятельности;
- на основании диагностических результатов разработка программ социально-психологической деятельности и рекомендаций;
- для оказания психологической помощи педагогу внедрение инновационных и психокоррекционных методик;
- профилактическая работа для повышения психологической культуры педагогов.