Влияние игрушки на развитие ребенка и критерии ее выбора
Игрушка – это предмет культуры, который несет социокультурное содержание и передает его ребенку, обладая при этом мощным эмоциональным воздействием.
Игрушка оказывает помощь в совладании с собственными желаниями и страхами. Детство большей части детей связано с любимыми игрушками, которые в памяти остаются как верные друзья и являются той средой, которая дает возможность исследовать окружающий ребенка мир, формировать его творческие способности. Игрушка учит ребенка общаться, выражать свои чувства, познавать себя.
С другой стороны, игрушка является товаром, который взрослые люди выбирают и покупают для своих детей. Подбор игрушки является ответственным и серьезным делом, от успешности которого зависит не только настроение ребенка, но и прогресс в его развитии. При огромном разнообразии игрушек на прилавках магазинов, выбрать её достаточно трудно. Наряду с традиционными игрушками – мячиками, мишками, куклами, витрины заставлены – бетмэнами, роботами-трансформерами, бластерами и т. д.
Как среди них выбрать то, что нужно ребенку, как оценить их развивающий и игровой потенциал? Проведенные соцопросы среди родителей, говорят о том, что они при выборе игрушки руководствуются ценой, желанием ребенка и собственными желаниями, а их дидактическая полезность не называется.
Поэтому ныне ребенок чаще всего имеет дело с антиигрушкой, в которой идея радостного постижения мира отсутствует. Игрушки сегодня выбираются и покупаются по внешним признакам. На прилавках лежат однотипные и бесполезные игрушки. Подобная ситуация на качестве игры и на эффективности развития ребенка отражается очень негативно.
Выбирая игрушку ребенку важно учитывать не только её внешний вид и качество материала, но, что важно, педагогический и психологический эффект. Хорошая игрушка стимулирует осмысленную деятельность и способствует становлению новых её форм, оказывая большое влияние на развитие познавательных процессов.
Игрушка – это не просто забава, игрушка – это первоначальное понятие добра и зла. Действие, проигранное ребенком с игрушкой, способно воспроизводить себя в реальной жизни, программируя поведение ребенка.
При выборе игрушек важно понимать, какую программу она в себе несет, а для этого существуют критерии отбора игрушек. Прежде всего, это должна быть простота и доступность игрушки, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его возрастным особенностям.
Привлекающим фактором является возможность проделывать с игрушкой что-либо. Гибкость, простота, открытость игрушки для разнообразных действий, является важным для неё требованием. Действия ребенка с игрушкой должны быть самостоятельными, поэтому следующим важным требованием является поощрение самостоятельности, её этика, эстетика и культура.
Оценивая игрушку, важно учитывать и такой момент, как её связь с окружающей общественной жизнью, культурными традициями своего народа.
Важной составляющей игрушки являются её технические качества, она должна быть не только прочной, но и безопасной.
Значение игрушки в психическом развитии дошкольника
Для развития ребенка дошкольника значение игрушки очень велико.
Рисунок 1. Значение игрушек в жизни человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информацию об играх, в которые должен играть ребенок, родители получают из рекламы, а она отражает интересы производителя, которые очень часто не совпадают с интересами ребенка.
Поскольку в России отсутствует общая и правовая культура формирования игровой среды ребенка, то это ведет к агрессивному наступлению игровой продукции, как с Запада, так и с Востока. Особенности психофизического развития дошкольника не учитываются, и развитие рынка игрушек идет по тенденциям, привнесенным извне.
Среди этих тенденций можно выделить такие – игрушки из Восточной Азии характеризуются чрезмерной яркостью, шумностью, дешевизной, а продукция западных фирм представлена дорогими натуралистичными моделями животных, машин, самолетов, всего, что окружает людей в повседневной жизни. Игрушки западных фирм от детской игры уводят малышей в сторону потребительства и механического воспроизведения операций, заложенных производителем. Игрушка навязывает ребенку определенные действия и вырабатывает эмоциональную зависимость от электронного устройства. Такие игрушки не развивают свободу действий, эмоциональную насыщенность, изобретательность и творческую активность.
Игрушка является воспитателем, подготавливающим ребенка к жизни в социуме и средством его психического развития.
В жизни новорожденного первыми игрушками являются погремушки, потому что у малыша идет формирование слуховых реакций, погремушка поддерживает непроизвольное внимание ребенка. В руках родителей в процессе игры погремушка становится сама по себе привлекательной.
Формирование зрительно-двигательной координации происходит у ребенка к пяти месяцам, к этому же времени развивается реакция хватания, и он уже с удовольствием берет погремушку в ручки и трясет ею. Ребенок вслушивается в звук погремушки и сосредотачивает на игрушке свой взгляд. К концу первого года жизни, благодаря таким манипуляциям, в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи, ребенок начинает понимать, что если игрушкой потрясти, то она будет издавать звук.
В течение всего дошкольного периода внимание малыша привлекают музыкальные игрушки – это гармошки, колокольчики, барабаны, его интересуют мелодии, которые можно из них извлечь и потом включить в свои сюжетно-ролевые игры. Подстраивая свои движения под музыкальный ритм, ребенок совершенствует музыкальный слух и чувство ритма.
Знакомство с дидактическими игрушками начинается на втором году жизни – это примитивные сборно-разборные игрушки. Взрослые должны показать ребенку способ действия, чтобы получить результат. Играя с такими игрушками регулярно, ребенок приобретает целенаправленность и результативность.
В психическом развитии дошкольника важную роль выполняют образные игрушки, которые помогают усвоению половой роли. На третьем году жизни мальчики интересуются пистолетами, машинками, солдатиками, а девочки – куклами и игрушечной посудой.
В этом же возрасте у всех детей появляется интерес к игрушкам-орудиям – формочки, лопатки, ведерки, помогающие ребенку в развитии предметных действий.
Игрушки – конструкторы стимулируют техническое мышление ребенка.
Родители должны хорошо понимать, что ребенку необходимы игрушки, соответствующие его возрасту.
Игра – ведущая деятельность дошкольников
Жизнь ребенка без выполнения разнообразных действий немыслима, а их можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности.
Деятельность – это взаимодействие человека со средой для достижения цели.
Специалисты считают, что в каждом возрасте ведущим становится один из её видов. От рождения до начала школьной жизни у ребенка сменяются три вида ведущей деятельности;
- эмоциональное общение,
- предметная деятельность,
- сюжетно-ролевая игра.
В раннем возрасте ребенок учится завязывать шнурки на ботинках, застегивать пуговицы, натягивать рукавички, а в игровой деятельности эти умения усвоятся значительно успешнее.
В процессе игровой деятельности ребенок воспроизводит действия взрослых, а мотивом как раз и является желание быть взрослым.
Цель игровой деятельности заключается в самом процессе игры, как в особом виде деятельности.
В психическом развитии ребенка игра становится ведущей, в ходе которой развивается воображение, формируется новый уровень общения, создаются условия для запоминания.
В процессе игры у ребенка активнее развивается речь, создаются благоприятные условия для развития воли, возникают более сложные мотивы поведения. Это говорит о том, что ролевая игра обеспечивает развитие не только личностной, но и познавательной сферы психической жизни ребенка.
В старшем дошкольном возрасте идет развитие подвижных и обучающих игр, которые возникают в самостоятельной детской деятельности.
Любая деятельность предполагает средства для её реализации, а в детской деятельности этим средством являются игрушки. Они как доступное культурное средство с раннего возраста становятся средством организации самостоятельной деятельности и задают зону ближайшего развития ребенка.
Для дошкольника ведущая игровая деятельность рассматривается как особая форма передачи и освоения культурного опыта, а игрушка является особым психологическим средством для каждого возрастного периода.