Дошкольный возраст – важный период становления и формирования личности. В этом возрасте ребенок приобретает знания об окружающей среде, у него формируется отношение к людям, трудовой деятельности, а также вырабатываются навыки и привычки, складывается характер.
Жизнь дошкольника взаимосвязана с игрой, которая является одной из форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра – деятельность дошкольника, обеспечивающая ему ощущение подвластности действий, вещей, она позволяет достичь эмоционального комфорта, а также стать близким детскому обществу, построенному на игровом общении.
Игровая деятельность является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Важной особенностью игры является ее проникновение в различные виды деятельности:
- труд и игра,
- учеба и игра,
- быт и игра.
Основные виды игр и их характеристика
Детские игры отличаются разнообразием в смысле содержания, организации, правил, характера игры, воздействия, вида используемых предметов. Все виды игр выполняют свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяют 5 видов игр.
№ 1. Творческие сюжетно-ролевые игры. Они охватывают следующие типы игр:
- сюжетно-ролевая – основной вид. Ее черты: увлеченность детей, самостоятельность, эмоциональная насыщенность, активность, творчество. Производимые действия детей имеют сюжетный характер и объединяются в цепь, имеющую жизненный смысл; действия с предметами, игрушкой осуществляются самостоятельно каждым ребенком; при участии взрослого возможны совместные игры;
- драматизации. Их черты: замысел, сочетание ролевых и реальных действий. Игра строится на основе литературного произведения, так она оказывает большое влияние на речь ребенка. Для игры необходимо подобрать художественное произведение, которое может заинтересовать и вызвать сильные чувства и переживания;
- строительно-конструктивные игры. Дети демонстрируют в игре свои знания и впечатления о мире. Деятельность в играх считается видом творческой игры, многие игры протекают в форме ролевой игры. В процессе формируется ориентация ребенка в пространстве, а также, например, умение различать пропорции предметов.
№ 2. Дидактические игры – игры с правилами, создаваемыми педагогами в целях воспитания и обучения детей. Игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, а также оказывают влияние на их воспитание и развитие. Существует структура дидактической игры:
- Дидактическая задача;
- Правила игры;
- Игра;
- Результат.
Перечисленные структурные элементы необходимо сохранять, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактические игры разделяются на 3 типа:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы) – дети знакомятся со свойствами и признаками предметов;
- игры с природным материалом предназначены для закрепления знаний об окружающей природной среде, формирования мыслительных процессов;
- настольные игры (лото, домино и т.п.) предназначены для решения развивающих задач.
№ 3. Словесные игры направлены на решение мыслительных задач, например, описание предметов, отгадывание предмета по описанию, поиск сходства и различия предметов и т.д. При помощи таких игр воспитывается желание заниматься умственной деятельностью, процесс мышления протекает активно.
№ 4. Подвижные игры включают в себя ходьбу, бег, прыжки и т.д. Подобные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, совместные игры со сверстниками формируют способность действовать сообща.
№ 5. Народные игры лежат в основе игр, относящихся к досуговым. Такие игры способствуют формированию у детей универсальных способностей человека (координации, поведения, мышления и т.д.), а также черт психологии нации, создавшей игру.
Итак, сюжетно-ролевая игра – это игра детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме в специально созданных условиях игры воспроизводят их деятельность.
Особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей, которые принимают дети.
Сюжетом игры выступает ряд событий, объединенных мотивированными связями.
Роль в игре – основной стержень, ее наличие означает, что ребенок в подсознании отождествляет себя с определенным человеком.
Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей
Игра играет ведущую роль в формировании взаимоотношений детей и их морально-нравственных качеств личности. В процессе игры создаются условия для дальнейшего развития нравственных представлений, чувств, качеств, сформировавшихся у детей в бытовой жизни. Совместная игра стимулирует развитие ответственности и организованности ребенка. В ней закрепляется умение вести себя так, как принято в обществе. В дошкольном возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая требования к себе, для этого полезно проводить коллективные беседы с детьми на морально-нравственную тематику.
В сюжетно-ролевой игре проявляются такие качества личности, как целеустремленность, ответственность, упорство и настойчивость. Ребенок-дошкольник может поставить перед собой цель, в дальнейшем – самостоятельно подобрать материал и терпеливо довести дело до конца. У детей в таком возрасте приоритетными играми являются игры в магазин, в больницу, в детский сад и семью. В подобных играх дети проявляют различные взаимоотношения: любовь, забота, расчетливость, внимательность и т.д. Сближение больших групп детей также возможно в сюжетно-ролевых играх, что создает благоприятные условия для развития коллективных взаимоотношений.
Педагог должен привлекать ребенка к самоанализу отношений со сверстниками, решению различных возникающих конфликтных ситуаций в жизни детей. Воспитатель обязан проводить беседы с детьми о справедливом отношении друг к другу. Игровая деятельность создает ситуации, в которых требуется взаимовыручка, возникает зависимость друг от друга.
В сюжетно-ролевой игре ярко выражены реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь наиболее эффективно формирование организаторских умений. В игре важно самому ребенку необходимо уметь создавать условия для игры, распределять роли, подчиняться «главному» в игре, считаться с возможностями игроков, уметь строить и вести игры. Однако старшие дошкольники не всегда могут придумать сюжет игры сами, поэтому педагог может разнообразить игру.
По данным психологов у старших дошкольников более выражена потребность в совместном проведении игр. Дети стремятся к общению, становятся ближе к сверстникам, смотрят на их игру, наблюдают, слушают. Дошкольники осваивают первоначальные основополагающие правила поведения в обществе.
Исходя из вышесказанного, сюжетно-ролевая игра является средством формирования отношений со сверстниками. У детей формируется умение делать выбор, правильно решить конфликт, что способствует формированию нравственности.