Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология обучения иностранным языкам

Определение 1

Психология обучения – это область педагогической психологии, изучающая закономерности развития личности и становление возрастных психологических новообразований учащихся в ходе обучения и направленная на поиск и создание условий, способствующих наиболее эффективному управлению процессом учения.

Особенности психологии обучения языкам

Исследуя особенности психологии обучения иностранным языкам, необходим анализ психологических основ организации учебной деятельности школьников, приведение психологического анализа базовых функций урока, рассмотрение психологических условий, которые обеспечивают более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения и коммуникативную (практическую) направленность процесса обучения.

Для современного образования характерно изменение характера школьного обучения, которое означает перемену в основном подходе к данному процессу в целом и к преподаванию учебных предметов (например, иностранных языков). Самый популярный подход к изучению языков представлен личностно-деятельностным подходом.

Требование реализации данного подхода в обучении иностранным языкам в полной мере совпадает с положениями концепции общего среднего образования, которая гласит о необходимости применения деятельностного подхода. В соответствии с личностно-деятельностным подходом в центре обучения должен находиться сам учащийся и развитие его личности с помощью средств конкретного учебного предмета.

Психология рассматривает учебный процесс в качестве организации и управления учебной деятельностью школьника. Это происходит в педагогическом общении с педагогом. Существенным здесь является то, что объект обучения — это деятельность. При изучении иностранного языка — это речевая деятельность на исследуемом языке. Она включает взаимосвязь следующих аспектов:

«Психология обучения иностранным языкам » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Говорение,
  • Слушание,
  • Чтение,
  • Письмо,
  • Перевод.

Если не учитывать физиологические особенности мозга и психологические механизмы речи, то педагоги могут нацеливать учащихся на ошибочные действия. Для достижения успеха в обучении иноязычному общению, требуется понимание причин неудач. Они случаются в практике преподавания иностранных языков.

В качестве первопричины выступает игнорирование психологических механизмов познавательных процессов в ходе изучения иностранного языка. Например, школьники изучают слова иностранного языка, запоминают их как перевод известных им слов родного языка. Или же школьники сначала формулируют высказывание на родном языке, а потом начинают переводить его на иностранный язык в попытке использовать грамматические правила.

Учёные-психолингвисты сделали вывод о природе речевой деятельности. В этой связи они отмечают, что все способы говорить «осознанно» на иностранных языках противоречат основе речевого процесса, который представляет собой автоматическое выражение потока мыслей. Это значит, что в естественной устной речи для грамматического анализа не предусмотрено времени.

Естественная речь на любом языке — это подсознательный процесс, который не должен сопровождаться грамматическим анализом. На родном языке человек говорит автоматически, словами выражает свои эмоции на подсознательном уровне. По этой причине нужно стремиться к тому, чтобы на иностранном языке говорить аналогично.

Психологическая основа изучения иностранного языка

Современные психолингвисты пытались доказать, что механизмы приобретения навыков речи на иностранном и родном языке во многом похожи. Память способствует сбережению образов и чувств в качестве первичных источников информации, тогда как слова в любом случае производны. То есть, человек мыслит не словами, а образами. Слово в этом случае является звуковым образом.

Механизм формирования звуковых образов и ассоциаций на иностранном языке похож на этот процесс на родном языке. Это происходит с помощью ощущений, обеспечивающих восприятие. При получении жизненного опыта звуковые образы накладываются на речевые. Многоразовое повторение подобного наложения позволяет развивать стойкие звуковые образы и ассоциации. Таким образом, создаются автоматические навыки владения любым языком.

В последних научных достижениях нейрологов в отрасли исследования особенностей функционирования мозга содержится информация о том, что у взрослого человека, овладевшего иностранным языком и говорящего на нём свободно, образуется иной независимый центр этого языка. Он начинает управлять речью.

Практический вывод из данных исследования очевиден: нужно предложить школьнику, который изучает иностранный язык, эффективный способ для развития речевого центра языка в коре головного мозга. Ученые задались вопросом, что мешает этому формированию. А. Зильберман писал, что основное препятствие состоит в переводе на родной язык. Дети пытаются добавлять иностранные слова и выражения к словарному запасу родного языка (в центр родного языка).

Ученый говорит, что необходимо при обучении исключать пояснения на родном языке. В другом случае ученик бессознательно поместит двуязычную информацию в кратковременную память, в которой она сохранится лишь ограниченное время. Этот процесс и становится преградой на пути овладения иностранным языком по традиционным методикам.

Психофизиологические процессы изучения иностранного языка

Нейропсихологические концепции содержат следующие положения в области психологии изучения иностранных языков:

  • Каждый человек, изучающий иностранный язык, мыслит не родным языком, а кодовым языком представлений и ассоциаций. Он напрямую связан с родным, что создаёт иллюзию того, что человек мыслит родным языком.
  • Слово является звуковым образом, используемым для выражения того, что человек видит, думает или чувствует.
  • Человек говорит автоматически, то есть подсознательно. Его мозг осуществляет мыслительный процесс, но речь в виде словесного выражения мыслей проходит автоматически, без осознаваемых усилий.
  • Для появления необходимых навыков автоматизма в говорении на иностранных языках нужно обеспечить многоразовое повторение и «проигрывание» («проживание») речевых образцов.

Если знать психофизиологические процессы, происходящие при изучении иностранного языка, то это позволяет ответить на вопрос, что является основой коммуникативной компетенции, как обеспечить высокую мотивацию и каким образом реализовать личностно-ориентированное обучение учеников.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot