Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология общения

Потребность в общении - это одна из базовых потребностей человека, по мнению психологов. Общение - это необходимое условие развития человека в качестве члена общества, его личностного развития. Общение также является способом познания окружающих людей и себя. Не смотря на то, что человеческое общение всегда было базовой основой социальной жизни людей, объектом психологического и социопсихологического анализа оно стало только в двадцатом веке.

Содержание, структура и функции общения

Социальные контакты внутри человеческой группы представлены в первую очередь деятельностью и общением.

Общение и деятельность как виды человеческой активности, различаются между собой. Результат деятельности представлен каким-либо материальным или идеальным продуктом. Результат общения выражается во взаимном влиянии индивидуумов друг на друга. При этом деятельность и общение - взаимосвязанные стороны социальной активности человека. Деятельность возникает и осуществляется в результате интенсивного общения. Общение, в свою очередь, является специфическим видом деятельности человека. В реальной жизни общение и деятельность существуют в единстве, но при этом в определенных ситуациях могут реализовываться независимо друг от друга.

Общение - это сложный процесс, который включает в себя:

  • формирование образцов и поведенческих моделей;
  • взаимодействие между людьми;
  • взаимное влияние одного человека на другого;
  • взаимообмен информацией;
  • формирование межличностных отношений;
  • взаимное переживание и стремление к взаимопониманию;
  • формирование внутреннего «Я» индивидуума.
Определение 1

В психологии понятие общение - это взаимодействие между людьми, которое заключается в обмене информацией познавательного, эмоционального и оценочного характера, в ходе которого формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами.

В процессе исследования общения в нем выделяют:

  • содержание;
  • цель;
  • средства;
  • структуру;
  • функции;
  • формы общения.

Содержание общения

Определение 2

Содержание общения - это информация, передаваемая в процессе общения между индивидуумами.

«Психология общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Человеческое общение по содержанию классифицируется следующим образом:

  • материальное, которое заключается в обмене продуктами, а также предметами деятельности;
  • когнитивное, которое подразумевает обмен знаниями;
  • деятельное, включающее обмен действиями, умениями;
  • кондиционное, заключающееся в обмене различными состояниями, в том числе психологическими и физиологическими;
  • мотивационное, подразумевающее взаимообмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями.

Цели общения

Человек вступает в общение для достижения определенных целей.

Определение 3

Цель общения - это то, ради чего человек реализует данный вид активности.

Цели общения могут быть разнообразными:

  • общение как самоцель, при этом оно является средством удовлетворения потребности человека в общении;
  • деловое общение, которое служит способом организации или оптимизации определенного вида предметной деятельности;
  • в личностном общении целью общения выступает приобщение партнера по общению к ценностям и опыту приобретенными человеком.

Полной классификации целей общения не существует, так как потребности человека многообразны и человек ради их удовлетворения вступает в общение с различными целями.

Средства общения

Средства общения — это различные методы кодировки, трансляции, трансформации, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на следующие виды:

  • вербальные (словесные) - речь;
  • невербальные (несловесные) - жесты, мимика, звучание голоса, взгляд, прикосновения.

Структура общения

Структура общения складывается из трех связанных между собой сторон:

Перцептивная сторона общения заключается в восприятии, познании и понимании индивидуумами друг друга с дальнейшим установлением определенных межличностных отношений.

Коммуникативная сторона общения – это взаимный обмен информацией, передача и прием знаний, мнений и чувств.

Интерактивная сторона общения - это обмен действиями.

Функции общения

Общение выполняет ряд функций, в частности:

  • аффективно-коммуникативная;
  • информационно-коммуникативная;
  • регуляционно-коммуникативная.

Аффективно-коммуникативная функция основывается на восприятии и понимании другого человека и связана с регуляцией эмоционального состояния человека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в процессе общения людей, в результате которого происходит сближение эмоционального состояние или его поляризация, его взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией между взаимодействующими людьми. Обмен информацией в общении между людьми обладает определенной спецификой:

  • обмен информацией осуществляется между двумя индивидуумами, являющимися активными субъектами;
  • обмен информацией предполагает обязательное взаимодействие мыслей, чувств и поведения людей.

Регуляционно-коммуникативная функция общения регулирует поведение и организует совместную деятельность людей в процессе взаимодействия. В таком процессе человек может воздействовать на все составляющие деятельности партнера по общению, включая стимуляцию и коррекцию поведения.

В современном обществе роль и интенсивность общения значительно возрастают. Умение общаться означает умение разбираться в людях и на этом строить взаимоотношения с ними. Это требует знание психологии общения.

Дата последнего обновления статьи: 24.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot