Деловые отношения — это, прежде всего, общение, которое способно обеспечить успех какого-то общего дела и формирует условия для сотрудничества, в ходе которого индивиды осуществляют важные для них цели.
Особенности деловых отношений и их связь с психологией
С помощью делового общения устанавливаются и развиваются отношения сотрудничества и партнёрства между управленцами, руководителями и подчиненным персоналом, коллегами по работе, соперниками и конкурентами, а также партнерами. Для деловых отношений в целом характерны способы достижения общих целей, не исключающие, а, напротив, предполагающие достижение личных значимых целей, удовлетворение личных интересов. Здесь речь может идти об интересах физических и юридических лиц.
С точки зрения психологии особенности делового общения заключаются в том, что знания о личности дают возможность определить степень эффективности деловых отношений с конкретными людьми.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень общения руководитель должен правильно использовать технологии общения, в основе которых лежат психологические знания. Здесь важно учесть и то, что в ходе общения между людьми часто проявляется напряжение или конфликт (например, при отсутствии уважения к чувству собственного достоинства).
Неумение пользоваться словами способно привести к существенным информационным потерям, что впоследствии будет способствовать возникновению сбоев в ходе выполнения служебных обязанностей.
Деловое общение в деловых отношениях
Деловое общение представляет собой многоплановый процесс развития контактов между людьми, которые возникают в служебной сфере. Участники этого общения могут выступать в официальных статусах. Они концентрируются на достижении конкретных задач в рамках общей цели.
Специфическая особенность этого процесса представлена регламентированностью в виде подчинения установленным ограничениям, определяемым с помощью национальных и культурных традиций, профессиональных этических принципов.
В качестве взаимодействия для общения характерно установление контакта между людьми. В этом процессе происходит обмен определенной информацией с целью выстраивания совместной деятельности и сотрудничества. В ходе деловых отношений появляется потребность в формировании общения с другими, от чего чаще всего зависит успех в работе.
Для беспроблемного общения в ходе деловых отношений необходимо осуществлять его следующим образом:
- Установить контакт, познакомиться (понять другого человека, представить себя ему);
- Произвести ориентирование в ситуации общения, осмыслить происходящее, выдержать паузу по необходимости;
- Обсудить интересующие проблемы;
- Решить возникшие проблемы;
- Завершить контакт (выйти из него).
Правильная организация коммуникаций в ходе деловых отношений
Психология рассматривает деловые коммуникации в качестве одного из важнейших понятий. Она раскрывает индивидуальные особенности всех участников данного процесса. Для общения характерны функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.
Психолого-социологические исследования показали, что около 70 % управленческих решений в ходе деловых отношений руководители принимают устно, при этом характер деловых контактов способен решающим образом повлиять на эффективность совместной деятельности, успех в осуществлении бесед, деловых совещаний и переговоров, презентаций, конференций и др.
Непосредственное общение представляет собой естественный контакт «лицом к лицу» через использование вербальных (речевых) и невербальных средств (включают мимику и жесты, пантомиму.
В психологии выделяют практическую необходимость умения «читать» невербальные знаки. Так, темп речи, ее громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса являются средствами, с помощью которых происходит передача эмоционального состояния, включая отношение человека к передаваемым сообщениям.
Индивид не способен осознанно контролировать всю сферу собственного общения. По этой причине чаще всего даже то, что он желает скрыть, может проявляться, например, посредством движений рук, положения тела, выражения глаз и др. Только учет всей системы знаков, которые сопровождают речь, поможет правильно воспринимать партнера по общению.
Опосредованное общение чаще всего рассматривается в качестве неполного психического контакта, который происходит с помощью письменных или технических устройств. Они затрудняют или отделяют во времени получение обратной связи от участников общения. Появление современных технических коммуникативных устройств существенно увеличило количество источников человеческого опыта, при этом многократно усложнив систему человеческого общения.
Если рассматривать деловые коммуникации на уровне социальных ролей (ролевое общение, например, между начальником и подчиненным, продавцом и покупателем, учителем и учеником), то оно продиктовано исполняемой ролью. Здесь происходит фиксация того места, которое человек занимает в системе общественно-социальных отношений.
Межличностное отношение в качестве наиболее встречающейся модели общения предполагает участие двух конкретных личностей, которые обладают уникальными качествами, раскрывающимися другому в процессе общения и организации совместных действий.
Деловые коммуникации просто выделяются из функционально-ролевого общения. Деловое общение является видом межличностного общения, которое сконцентрировано на достижении соответствующей предметной договоренности. В рамках делового общения всегда присутствует цель. Это отличает его, например, от светского общения.
Типы общения определяется в соответствии с теми правилами, выполнение которых должно подразумеваться. Например, если в основе правил «светского» общения лежит кодекс вежливости, то основой деловых отношений является кодекс кооперативности. В состав последнего включено несколько правил:
- Необходимость и достаточность информации (говорить нужно не больше и не меньше, чем необходимо в этот момент времени),
- Качество информации,
- Соответствие (не отклоняться от темы),
- Чувство стиля (выражаться ясно),
- Поддержание коммуникативного этикета.