Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предмет психологии общения

Определение 1

Психология общения – это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая особенность процессов коммуникации, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Определение 2

Процесс общения – это сложное, многогранное информационное явление, которое возникает в результате взаимодействия людей.

Во время общения происходит прием и передача каких-либо данных посредством вербальных и невербальных средств. При общении происходит также прямая и обратная связь, который и провоцирует обмен какой-либо информацией между членами межличностной коммуникации, их реакцию и восприятие. Общение помогает также одному человеку влиять на другого.

Фазы и зоны межличностной коммуникации

Процесс общения подразделятся на следующие фазы:

  1. Фаза взаимонаправленности.
  2. Фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия).
  3. Фаза взаимоинформирования (собственно действие).
  4. Фаза взаимоотключения (свертывания контакта).

Фазы 2 и 3 во время коммуникации могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.

При межличностной коммуникации обычно выделяется три пространственных зоны общения. Это:

  • интимная зона (расстояние может достигать 15-45 см) допускает только родных и самых близкий друзей;
  • личная зона (расстояние может достигать 46-122 см) допускает тех людей, с которыми поддерживаются деловые отношения – знакомые, коллеги по работе;
  • социальная зона (расстояние может достигать 122 – 360 см) допускает общение на различного рода встречах в просторных помещениях. Отношения обычно имеют официальный характер.

Основные компоненты общения

«Предмет психологии общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обычно межкультурная коммуникация включает в себя следующие компоненты общения, образующие некую структуру межличностной коммуникации. К ним относится:

  • субъект и объект общения;
  • средство общения;
  • мотивация, потребность, цель общения;
  • результат общения.

Коммуникация всегда происходит при помощи индивидов, которые пытаются установить между собой какую-либо связь. Каждый участник межличностной коммуникации является субъектом или объектом общения. Индивид может в одно и то же время представлять и одну, и другую сторону. Один человек познает своего собеседника, в то время как второй человек рассматривает первого как объект своего познания.

Чтобы организовать общение между двумя или несколькими людьми, необходимы определенные средства, которые помогают наладить и поддерживать связь между ними. Главную роль играет речь, которой присущи содержательность, выразительность, богатство языковых средств и культура. Главным же средством общения является язык.

Виды межличностной коммуникации

Межличностная коммуникация может подразделяться на следующие виды:

  • деловое общение;
  • неофициальное общение;
  • служебное общение.

Деловое общение обычно подразумевает официальное общение. Оно связано с хозяйственной или трудовой деятельностью. Оно может производиться в форме личной коммуникации, телефонного звонка, переписку по электронной почте.

Неофициальное общение – это привычная нам коммуникация в семейной, дружеской обстановке, не подразумевающая строгих норм.

Служебное общение – это взаимодействие людей, которые находятся на работе.

Пример служебного общения можно увидеть на предприятиях, в магазинах. Деловое общение подразумевает собой более широкое общение сотрудников одной фирмы. Оно осуществляется не только в стенах офиса, но и за его пределами.

Культура общения

Понятие “культура” – это не только уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, но и уровень развития личностных качеств людей. Существует также культура общения, которая не допускает невежественного отношения к окружающим. Она может считаться единственной возможностью урегулирования человеческих отношений.

Высокий уровень культуры общения подразумевает под собой решение всех вопросов, не прибегая к физической силе или глубокому психологическому давлению либо насилию.

Замечание 1

Культура общения имеет нормативный характер, ее предписания, сформированные для поведения людей в условиях межличностной коммуникации являются определенными и однозначными, а также носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.

Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого развития, которое помогает устанавливать адекватную межличностную коммуникацию. Культуру делового общения контролируют такие науки, как этика и психология.

Этикой называется наука, предметом изучения которой является мораль. Мораль (нравственность) – это способ урегулирования поведения человека в социуме при помощи общепринятых правил и норм. Нравственность организует действия человека во всех сферах его жизни, в том числе и хозяйственной. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла.

Существует также такое понятие, как «культурный деловой человек». Это понятие подразумевает собой качества, свойственные человеку как разумному социальному существу, поведение и сознание которого определяют общечеловеческие духовные ценности и культурные требования, которые предъявляются ему социальными группами, с которыми он взаимодействует. Древнегреческие мыслители определили критерии, по которым можно определить культурного делового человека. К этим критериям относится способность к самоорганизации, самообразованию, внутренняя собранность и наличие нравственности. Позже к ним также стали присоединять такое качество, как человеколюбие (гуманизм). В настоящее время понятие “культурный деловой человек” – это не просто набор вышеперечисленных качеств. Культурный деловой человек – это человек с высоким уровнем профессионализма, умеющий находить выход из любой сложной ситуации, способный общаться с равными себе, а также теми, кто ниже его по должности. Нет сомнений, что при определении уровня культуры человека самым важным критерием является его нравственность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot