Сущность понятия «авторитет»
Авторитет - это в широком смысле общепризнанное и неформальное влияние конкретного лица или организации в определенной сфере.
В более узком смысле, авторитет - это одна из форм реализации власти (авторитет закона, правила), что отражает необходимость в признании его большинством людей.
С латинского, «авторитет» переводится как сила, власть, но эта власть проявляется именно в силе личности, ее характера, и сила эта признается другими людьми – слова и поступки человека, который воспринимается как авторитетная фигура, понимаются как правильные и образцовые. При этом, нередко происходит эффект иррадиации авторитета, когда люди переносят авторитет человека из конкретной области, в которой он стал авторитетом, на другие области.
Неформальная характеристика авторитета проявляется в том, что человек или группа людей, которые им обладают, способны воздействовать на другого человека или группу лиц без принуждения, не через официальные системы воздействия (поощрение-наказание), а на уровне неформальных связей.
В исследовании этого определения, авторитет часто сопоставляется с признанием опыта человека, обладающего авторитетом, признанием его нравственных качеств как личности, а также его способностью принимать решения в значимых ситуациях.
Таким образом, понятие авторитета имеет две основные коннотации: в одном случае, авторитет трактуется в совокупности с властью, а в другом - нет, ибо человек может пользоваться авторитетом, но не быть наделенным властными полномочиями.
За последнее время в психологии организаций, выявилась тенденция определять авторитет больше по личным качествам, нежели по «долгу службы». Для объединения авторитета личности с авторитетом власти необходимо, чтобы человек объединял в себе и лидерские, и управленческие качества
Феномен авторитета личности
Феномен авторитета личности - это фактор успешности личности в любой сфере самореализации: познания, труда или общения.
Авторитет личности определяют на двух уровнях:
- как социально-психологическое свойство личности, обладающее побудительным воздействием на других людей. Сила этого побуждения у разных людей может быть разная в зависимости от психологических и социальных факторов;
- как интегративное свойство личности, представляющее собой сумму ординарных свойств личности: интеллектуальных, профессиональных, нравственных, социальных и т.д. Побудительный эффект здесь определяется суммацией этих ординарных свойств
Феномен авторитета формирует особый тип взаимоотношений между людьми: одна сторона выступает в роли субъектов авторитета, а вторая - в роли объектов.
Сущность феномена авторитета личности определяется тем, какое значение имеет тот или иной человек для других людей как член определенной социальной общности. Из этого следует, что базисом авторитета личности являются те объективно значимые свойства личности, которые проявляются в совместной деятельности.
Однако одной только объективной значимости конечно же недостаточно для формирования авторитета личности: многие качества других людей, которые кажутся нам объективными, могут быть нашими собственными проекциями или приписанными чертами.
Наши оценочные суждения, установки и стереотипы формируют субъективный образ человека в нашем восприятии, который сравнивается с эталонным образом авторитетной личности.
Именно этот процесс обработки «объективных» свойств личности нашими перцептивными установками и представлениями и формирует тот основной базис, который и является основанием для формирования авторитета личности.
Таким образом, авторитет личности - это результат отражения социально значимых качеств и свойств личности, которые присущи потенциальному субъекту авторитета, в сознании людей. Это процесс сличения конкретной личности, как потенциального субъекта авторитета, с теми эталонными образами и представлениями об авторитетных личностях, которые сформированы у людей.
Формы проявления авторитета и его виды
Как уже и было отмечено, характерным эффектом авторитета личности является побуждение. Однако оно может выражаться в разных формах:
- Внушение - оно может быть произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внушение относят к изначальным свойствам авторитетной личности: она способна оказывать побудительный эффект без сознательного воздействия. В то же время, произвольное внушение также является формой проявления авторитетной личности.
- Подражание - это уже проявление эффекта авторитета со стороны его объектов. Это отражение того побудительного эффекта, который реализует субъект авторитета. Наиболее характерной формой является непроизвольное подражание, которое и возникает на непроизвольное внушение. Непроизвольному подражанию предшествует произвольное подражание - сознательное имитирование объектами авторитета поведения субъекта, разделение его вкусов и взглядов.
Такие формы проявления авторитета влияют на наши собственные ценности и установки, которые рефлективно меняются сообразно ценностям и установкам авторитета, и это одна из основных функций авторитета - изменение социальных установок.
Исследования в социальной психологии показывают, что в зависимости от оснований, выделяют 3 типа авторитета личности:
- моральный: основания для выделения авторитета - это особенности мировоззрения и нравственные свойства,
- функциональный: формируется на основании профессиональных компетенций личности, ее деловых качеств,
- формальный: основание - социальный статус личности (должностной авторитет).
Совокупность морального и функционального авторитета образуют личный авторитет человека.