Психологическое сопровождение – это коллективная деятельность, направленная на раскрытие личностных ресурсов, которые имеются в психологическом арсенале человека, и преобразование его личности.
Понятие психологического сопровождения
Категория «психологическое сопровождение» устойчиво вошла в понятийный аппарат практических психологов. Тем не менее, до сегодняшнего дня так и не появилось однозначного определения этого понятия. Психологи чаще всего рассматривают его в качестве вида психологической помощи.
Психологическое сопровождение представляет собой специально организованный процесс, направленный на формирование так называемого «переходного пространства». Оно является совокупностью условий, в которых личность получает возможность выйти из негативного состояния.
Термин «сопровождение» часто используют для обозначения недирективного оказания здоровым людям психологической помощи. Она направлена на развитие и саморазвитие самосознания личности и активизирует собственные ресурсы человека. Многие исследователи понимают сопровождение в качестве поддержки именно психически здоровых людей, у которых возникают личностные трудности на определенном этапе развития.
Сопровождение — это системная интегративная технология. Она может осуществляться в виде социально-психологической помощи семье и личности, быть одним из видов социального патронажа. Психологическое сопровождение является целостным и непрерывным процессом. Он помогает изучать и анализировать, развивать и корректировать всех субъектов жизни, которые попадают в поле деятельности практических психологов.
Для психологического сопровождения должны быть присущи следующие качества:
- Гуманизм;
- Приоритет личности;
- Комплексный подход;
- Профессионализм;
- Ориентация на все личностные возможности и ресурсы;
- Забота о социальном самочувствии человека и др.
Психологическое сопровождение семей при подготовке к рождению ребёнка
Психологическое сопровождение семей при подготовке к рождению ребенка — это относительно новое направление, которое развивается достаточно активно. До недавнего времени будущие матери и их семьи находились исключительно под наблюдением медицинских работников, цель которого состоит в наблюдении и поддержании физического здоровья матери и будущего младенца.
При этом психоэмоциональная сторона беременности оставалась вне поля зрения специалистов. Роды стали сравнивать с операцией, которая осуществляется исключительно в стационарных условиях, при этом беременность под систематичным наблюдением врачей и контролем медицинских анализов становится подготовкой к этой операции.
Новый этап психологического сопровождения семей при подготовке к рождению ребенка наступил при осознании значимости психоэмоционального состояния беременных женщин. Это произошло в нашей стране в 1994 году на Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве. На ней в первый раз стали выделять перинатальную психологию в качестве самостоятельной сферы науки и практики. [/Замечание]
В 2002 году по Указанию Минздрава был создан Координационный совет России по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения. Сегодня перинатальная психология считается относительно новой и еще недостаточно теоретически оформленной областью психологии.
Психологическое сопровождение будущих родителей — это направление, которое интенсивно развивается. Оно осуществляется в виде практических психокоррекционных и просветительских программ, которые направлены в адрес будущих матерей, рожениц и их семей.
И. В. Добряков выделил следующие теоретические подходы к обоснованию психологического сопровождения семей, ожидающих ребенка:
- Эклектически-дилетантский подход (деятельность лиц, которые не имеют психологического образования);
- Медико-редукционистский подход (рост интереса к перинатальной психологии);
- Психолого-редукционистский подход (интерес к беременности и родам с точки зрения психологического состояния женщины);
- Биопсихосоциальный подход (интеграция психологических, биологических и социальных факторов).
На основе эмпирических данных ученые сформулировали условия психологического сопровождения семей, ожидающих ребенка. В первую очередь, они выявили необходимость в разделении беременных женщин по группам медицинского и психологического риска.
В целом психологическое сопровождение должно предполагать необходимость системы психологической профилактики до наступления беременности. Помощь должна характеризоваться доступностью и адресностью. В этом процессе большую роль играет своевременная диагностика готовности к материнству (исследование ценностных ориентаций будущей матери).
Психологическое сопровождение должно предусматривать оказание психологической помощи на разных уровнях, включая личностный, эмоциональный, когнитивный, операциональный, психофизический и межличностный. В ходе оказания комплексной помощи женщине параллельно должна осуществляться работа с ее семейным окружением.
Если обратиться к законодательству РФ в сфере обеспечения гарантий и помощи беременной женщине, то можно увидеть достаточное число нормативно-правовых документов. Они предназначены для регулирования социальных гарантий и трудового права беременных женщин, контроля работы учреждений здравоохранения в сфере оказания медицинской и социальной помощи.
Такой феномен, как психологическая поддержка, включая психологическое сопровождение, практически не освещен в отечественном законодательстве. В этой сфере приоритет отдается различным религиозным, общественным или благотворительным учреждениям.