Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.

Все предметы / Психология / Проведение исследования на установление взаимосвязи между научной и житейской психологией.

Сущность житейской и научной психологии

Замечание 1

Если научная психология является наукой о душе, то житейская психология – это взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие жизненный опыт людей и каждого конкретного человека.

Житейские психологические знания человек приобретает путем самонаблюдения, во время взаимодействия со средой или с окружающими людьми.

Соотношение житейской и научной психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Соотношение житейской и научной психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Житейская психология связана с размышлениями над конкретными событиями. Их выводы, хорошо отражаются в народных пословицах – «Чужая душа – потемки», «Не зная броду – не лезь в воду» и др.

Поскольку житейская психология объясняла отдельные фрагменты бытия человека, то понятно, что в психологических знаниях человека не было никакой системности. Влияние на их мировоззрение оказывало отсутствие необходимых способов изучения окружающей действительности, но эти знания, тем не менее, могли быть актуальными и значительными. Современные психологи считают, что их зарождение обуславливали такие проявления психики как эмоциональные состояния, сновидения, определенные черты характера.

Научная психология больше настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, с учетом фактов, полученных опытным путем. Она разрабатывает методы систематизированных наблюдений, методы моделирования, анализа документов. Научная психология располагает способами измерения психических явлений с проверкой их результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Характерными для научной психологии являются:

  • рациональный подход,
  • высокий интеллектуализм,
  • использование абстрактно-научных категорий.

К источникам научной психологии относятся научные статьи, книги, эксперименты, преподаватели, передающие теоретический опыт.

Замечание 2

Житейская психология является основой научной психологии. Если научная психология изучает психические процессы, то житейская психология рассматривает конкретного человека или определенные условия.

Та и другая психология имеют разные способы передачи знаний – житейская психология передает накопленные знания через устную речь, от бабушек к внукам, через народное творчество, научная психология передает знания с помощью специальной литературы, учебников, учебных заведений.Передача знаний в научной психологии идет специальными терминами и понятиями, а житейская психология передает своими словами.

Есть у них и черты сходства, состоящие в том, что обе помогают людям понимать друг друга, поэтому друг для друга они очень важны.

По сути научная и житейская психологии являются теорией и практикой. Познавая себя, человек сам себя изменяет, и сегодня психология располагает множеством фактов, которые показывают, как новые знания человека о себе делают его другим. Это говорит о том, что психология не только познает человека, она его формирует.

Различия научной и житейской психологии

Не только психология, но и любая другая наука опирается на некоторый эмпирический опыт людей, например, на знания, приобретенные в повседневной жизни о падении и движении тел, опирается физика.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний. Выдающимися житейскими психологами являются великие писатели, священнослужители, врачи, педагоги.

Между научной и житейской психологией, безусловно, существуют различия:

  • Житейские психологические знания являются конкретными и приуроченными к конкретным людям и задачам, часто прагматическим. Например, ребенок хорошо знает, как вести себя с каждым членом семьи и в каждом конкретном случае, для того, чтобы добиться желаемой цели. Однако этот же ребенок в чужой семье поведет себя совсем по-другому;
  • Житейские психологические знания имеют интуитивный характер, потому что приобретаются путем практических проб. Отчетливо этот способ виден у детей, который достигается ежечасными испытаниями взрослых, в ходе которых ребенок обнаруживает из кого можно «вить веревки», а из кого этого лучше не делать;
  • Следующее отличие касается способа передачи знаний. В житейской психологии эта возможность ограничена – житейский опыт от старшего поколения передается младшему с большим трудом, Дети не хотят перенимать опыт своих отцов, в этом и состоит вечная проблема «отцов и детей». Каждое новое поколение набивает себе шишки самостоятельно. Научные же знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия;
  • Четвертое различие житейской и научной психологии состоит в методах получения знаний. Если житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями, то в научной психологии добавляется метод эксперимента. Суть метода состоит в том, что экспериментатор не ждет стечения обстоятельств, а сам вызывает нужное ему явление, создав для этого необходимые условия. Именно с введением в психологию метода эксперимента она оформилась в самостоятельную науку;
  • Пятым отличием и преимуществом научной психологии является очень обширный, разнообразный и порой уникальный фактический материал, которым она располагает. Накапливается и осмысливается этот материал в таких отраслях психологии, как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология и др.

Связь научной психологии с житейской и практической психологией

Научные знания по психологии необходимы, но недостаточны для того, чтобы осуществлять, например, педагогическую деятельность. Важно научиться применять научные знания и в обыденной жизни, и в процессе воспитания и обучения детей. Житейские знания по психологии есть у каждого человека и каждый должен быть немного психологом, чтобы жить среди людей и достичь нужных результатов.

Знания житейской психологии бессистемны, носят интуитивный характер и мало осмыслены, поэтому житейская психология является совокупностью разрозненных эмпирических знаний о психике человека. Научная психология не только уточняет и дополняет житейские знания, она делает их осознанными и рациональными, а это значит, что их можно применять в практической деятельности.

Поскольку эти знания имеют обобщенный характер и не связаны с конкретным человеком, их применение представляет большие трудности. Между житейской и научной психологией, таким образом, появляется разрыв, а устранить его может практическая психология, разрабатывающая приемы и способы применения научной психологии в практической деятельности.

Благодаря практической психологии и её специальным диагностическим методикам, человек имеет возможность познать самого себя, увидеть свои плюсы и минусы.

Чтобы привести себя в нормальное спокойное состояние, подготовиться к напряженной деятельности, спортивный психолог А.А. Алексеев в своей книге «Преодолей себя» приводит 7 формул. Его рекомендации сводятся к следующему - перед сном в затемненном помещении нужно каждую формулу повторять про себя 10 раз:

  • я расслабляюсь и успокаиваюсь;
  • мои конечности, и лицо полностью расслаблены, они теплые и неподвижные;
  • туловище теплое и полностью расслабленное;
  • дыхание спокойное, свободное, легкое;
  • сердце бьется ровно и спокойно;
  • я успокоился и отдохнул;
  • мое самочувствие хорошее.

Есть и другие аутотренинги самосовершенствования личности.

Полностью изолироваться от общества личность не может, потому что является членом какой-либо группы. Группа, в свою очередь, может оказывать на личность как положительное, так и отрицательное влияние.

Чтобы группа оказывала положительное влияние, практические психологи создают небольшие по численности группы с применением специальных тренингов, направленных на самосовершенствование личности в группе.

Группы могут быть разных видов, и каждой дается историческая и теоретическая характеристика, предлагается описание практических упражнений, которые направлены на приобретение опыта общения и самосовершенствования

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис