Психологическое сопровождение — это целостная, комплексная система взаимодействия между психологом и человеком. Оно осуществляется с целью разрешения субъективных психологических проблем и для оказания психологической помощи (социальной поддержки).
Сущность сопровождения в психологии
Процесс психологического сопровождения должен сосредотачиваться на положительных аспектах и преимуществах личности, способствуя восстановлению веры в себя и в собственные возможности. Психолог способен увеличить устойчивость личности к дестабилизирующим факторам внутреннего и внешнего характера, а ответственность за принятие решений при этом будет лежать на самом человеке. Сопровождающий наделен лишь совещательными правами, учитывая интересы своего подопечного.
Этимологически понятие «сопровождение» более близко к понятию «содействие», «совместное передвижение». Оно представляет собой помощь одного человека другому в процессе преодоления трудностей.
Словарь Даля трактует слово «сопровождать» как: провожать, сопутствовать, идти вместе, быть провожатым, следовать. В общем виде значение слова сопровождение подразумевает совместное прохождение какого-либо общего отрезка пути.
В профессиональной деятельности сопровождение понимают как метод, который обеспечивает условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора. Оно может быть представлено комплексным методом, в основе которого будет лежать единство нескольких функций:
- диагностика сути возникшей проблемы;
- сведения о сути проблемы и вариантах ее решения;
- выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на стадии реализации плана решения.
Психологическое сопровождение в образовании
В качестве цели психологического сопровождения в образовании И. В. Дубровина указывает обеспечение психического и психологического здоровья каждого ребенка дошкольного и школьного возраста. Оно представляет собой формирование условий для полноценного психического развития детей на всех стадиях онтогенеза.
Центральный элемент психологического сопровождения заключается в психологической профилактике, которая состоит в предупреждении нарушений психологического здоровья. С ее помощью предотвращаются возможные отклонения в развитии учеников.
Психологическое сопровождение в рамках образования можно считать движением психологов и педагогов вместе с меняющейся личностью ребенка. Оно предназначено для оказания необходимой и своевременной помощи в выборе адекватных способов осознания и применения инструментов регуляции поведения и деятельности.
В рамках сопровождения подбираются оптимальные методы воздействия, коррекции для формирования и становления личности. С этой позиции психологическое сопровождение рассматривается в качестве многофункционального метода преднамеренных изменений разных личностных конструктов.
Коновалова Н. Л. рассматривала несколько принципов организации психологического сопровождения учащихся. Раннее вмешательство подразумевает выявление потенциальных проблем для школьного обучения в психическом развитии ребенка, а также выявление уже имеющихся минимальных отклонений (первичная природа, когда дезадаптивные механизмы еще не прошли свое формирование).
Еще один принцип заключается в преемственности в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, которая соответствует стадиям психического развития ребенка. В этой ситуации процесс возрастного развития может быть под контролем не только специалиста, но и становится включенным в систему последовательных связанных мероприятий, которые концентрируются на формировании адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды.
Следующий принцип - принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий для детей с уже имеющимися минимальными нарушениями. Такой ребенок должен являться в первую очередь объектом психологического сопровождения.
Для сопровождения также важна компетентность специалиста, который его осуществляет. Важно, чтобы он мог ориентироваться во всех направлениях вероятных нарушений развития ребенка, в рамках общей, специальной и педагогической психологии, детской невропатологии и психиатрии. Также ему необходимо иметь знания в области психической адаптации и дезадаптации учащихся.
Современное психологическое сопровождение
Сегодня психологическое сопровождение представляет собой особенную форму проведения пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа. Оно отличается от коррекции, предполагая не «исправление недостатков и переделку», а процесс поиска скрытых ресурсов развития учеников, опору на их возможности, открытие перспектив личного роста. На этой базе создаются условия для перехода личности к самопомощи.
В качестве результата психологического сопровождения ученика в образовательном процессе выступает рост адаптивности, то есть актуализация способности к самостоятельному достижению относительного равновесия в отношениях с собой и другими людьми. Это может происходить как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
Качество процесса психологического сопровождения в школе и его результативность может быть достигнута с помощью:
- использования системы, которая включает диагностический, обучающий, развивающий, контрольный блок;
- придания мерам психологического сопровождения персонифицированного характера, который учитывает индивидуальные особенности учеников, их возможности и характер предполагаемых затруднений;
- формирования адекватного содержания психологического сопровождения, которое соответствует с одной стороны требованиям учебной деятельности, а с другой – психологическому портрету адресата;
- применения комплекса диагностических, консультативных, тренинговых, информационных и коррекционных процедур;
- ориентации на Я-изменения, рост личностной компетентности, которая обеспечивает саморазвитие;
- направленности всей системы психологического сопровождения на достижение комплексного результата.