Сущность понятия «эмпатия»
Эмпатия - это сопереживание, способность человека представить себя на месте другого и понять его чувства, желания, его актуальное эмоциональное состояние.
Термин был введен в психологию для обозначения понимание ситуации другого человека на интуитивном уровне. В психологию этот термин ввел Э. Титченер. Эмпатия имеет современные определения, среди которых есть такие, как знание о внутреннем состоянии другого человека, его мыслях и чувствах, переживание эмоционального состояния, в котором находится другой, огорчение по поводу страданий другого человека, эмоциональная реакция, ориентированная на другого человека и др.
Эмпатия имеет очень важную сторону, суть которой заключается в способности принимать роль другого человека. Эта способность дает возможность понимать как реальных людей, так и вымышленных персонажей художественной литературы.
Специалисты говорят о том, что с возрастом эмпатическая способность возрастает.
С того момента как человек выделился из мира животных эмпатия находилась в его распоряжении и была эффективным инструментом общения. Чтобы выжить, надо было ладить с окружающими и адаптироваться в обществе.
Как эмоциональный отклик на переживания другого человека эмпатия осуществляется на разных уровнях организации психического. Эмпатия отличается от симпатии, хотя и включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания за другого.
Эмпатия – это умение понять точку зрения собеседника.
Рисунок 1. Эмпатия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С точки зрения позитивной психологии, эмпатия, наряду с оптимизмом, мужеством и верой, является одним из высших качеств человека.
По уровню эмоционального интеллекта мужчины и женщины не различаются, но такое чувство как самоуважение у мужчин развито сильнее, у женщин больше развито чувство эмпатии и социальной ответственности.
Различают эмпатию:
- эмоциональную,
- когнитивную,
- предикативную.
Если в основе эмоциональной эмпатии лежит механизм проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого, то когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах. Предикативная эмпатия проявляется, как способность предсказывать в конкретных ситуациях аффективные реакции другого.
Среди особых форм можно выделить сопереживание-переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, через отождествление с ним, сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.
Глубокое чувство эмпатии испытывает далеко не каждый человек, но иногда проявлять ее каждый просто обязан, тем более что это диктуют правила хорошего тона. Искренняя эмпатия возникает обычно между близкими людьми и позволяет им чувствовать взаимопонимание.
Формирование эмпатии у дошкольников
Если эмпатию рассматривать с точки зрения дошкольного возраста, то это будет способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние. Каждый день человек общается с разными людьми, так или иначе влияющими на его жизнь, поэтому эмпатия для развития очень важна. Чем проще он будет чувствовать настроение и эмоции, тем легче дошкольнику жить.
Эпатия не рождается вместе с человеком, она развивается в процессе жизни ребенка при взаимодействии с людьми. Пока ребенок маленький он не может сопереживать другим людям.
Отечественные исследователи проблемы эмпатии выделили три её уровня, а что касается дошкольного возраста, то, по их мнению, она проходит несколько этапов развития – начальный его этап– «эмоциональное заражение», охватывает возраст от 1 года до 6 лет.
На первом году жизни ребенок запоминает и впитывает, а потом возвращает обратно свое мироощущение в ходе общения с близкими людьми.
На втором году жизни ребенок проявляет интерес к взрослым и детям и уже хорошо различает чужие эмоции, переживая их как свои, например, может заплакать, когда кто-то плачет или, наоборот, засмеяться, когда близкие смеются.
Ребенок на 3-4 году жизни выделяет себя из окружающего мира и приобретает «способность понимать других». Однако в силу своего возраста малыш склонен игнорировать желания и чувства других, потому что очень эгоцентричен.
Четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» начинается в возрасте 4-6 лет, когда ребенок учится сосредотачиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства. В этом возрасте он может предвидеть последствия поступков, как своих, так и чужих, проявляет стремление к содействию, но, как помочь, пока ещё не знает.
Заключительный этап происходит между 6 и 9 годами и носит название «со-радости», что означает ощущение радости от успехов других. Если развитие ребенка в этом возрасте шло правильно, то он быстро реагирует на проблемы своих сверстников и стремится оказать им адекватную помощь.
Через эмпатию происходит развитие духовного и интеллектуального начала ребенка.
Становление социальных норм происходит в 3-х летнем возрасте, поэтому важно в этом возрасте закладывать в ребенке понимание проблем других людей.
В процессе формирования эмпатии ребенок учится уважать природу, заботиться о других людях, адекватно воспринимать происходящее вокруг него.
Специалисты для этого выделяют необходимые условия:
- наличие своего положительного опыта;
- осознание своих чувств и эмоций;
- осознание того, что должен чувствовать другой человек.
Осваивая любую деятельность, ребенок получает возможность для развития эмпатии, а дошкольный возраст благоприятен для её развития. Для формирования эмпатии у дошкольника нужен четко спланированный процесс с определением целей, задач, структуры и задействованных ресурсов.
Взаимосвязь развития эмпатии как психологического новообразования старшего дошкольника с общением со сверстниками
Эмпатия в психологических исследованиях изучается в контексте социально-нравственного развития дошкольников, воспитания у них коллективизма и гуманности, принимая формы сотрудничества и взаимопомощи, отзывчивости и доброжелательного отношения к сверстникам.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому дошкольный возраст играет важную роль в становлении личности, в развитии социальных механизмов деятельности и поведения.
Абраменкова В. В., рассматривая развитие эмпатии как возрастное новообразование дошкольника, полагает, что его первая форма в дошкольном возрасте является способностью к сорадованию.
Сорадование хорошо проявляется в совместной деятельности детей, но если с точки зрения ребенка происходит нарушение норм справедливости, то сорадование быстро распадается, что является его спецификой.
Специалисты предполагают, что это происходит в виду того, что ребенок в группе своих сверстников неизбежно сталкивается с необходимостью сравнения себя с другими, неизбежностью оценивать свои достижения и поступки.
В исследованиях, проведенных А. Д. Кошелевой, рассматривался процесс развития и становления эмоционального отношения старшего дошкольника к сверстнику в ходе практического взаимодействия. В результате был выявлен очень широкий диапазон и неоднозначность эмоционального отклика на состояние неблагополучия сверстника.
Способность проявления эмпатийных переживаний испытуемых различалась существенным образом – от полного отсутствия до ярко выраженной эмпатии.
В результате разного поведения испытуемых было выявлено три группы показателей их эмоционального отклика на ситуацию неблагополучия сверстника:
- в первую группу вошли дети с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости;
- во вторую группу – дети со средним уровнем эмоциональной отзывчивости, который проявлял себя в форме сопереживания и сочувствия сверстнику;
- в третьей группе были дети с низким уровнем или полным отсутствием эмоциональной отзывчивости.
В одной и тоже ситуации, таким образом, дети проявляют себя по-разному – одни готовы прийти на помощь, другие равнодушны и эгоистичны, а третьи даже агрессивны. Специалисты считают, что первопричина такого безразличного и агрессивного отношения к другим детям связана с задержкой речевого развития. Речь является внешне выраженным средством общения, мышления, воображения, своего поведения, осознания своих переживаний и чувств и себя в целом. Психологи говорят о том, что сегодня эмоционально-непосредственное общение родителей с ребенком снижается, а иногда и совсем отсутствует – в результате ребенок не принимает полноценного участия в диалоге артикуляцией, эмоциями и чувствами.
В развитии личности наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов имеет такая форма взаимодействия, как сотрудничество. Взаимное доверие, творческое общение и уважение наполняют жизнь ребенка интересными делами, переживаниями, радостью побед, что благоприятно сказывается на развитии эмпатии.
Сотрудничество необходимо для развития способностей строить свое действие, учитывая действия партнера, его индивидуальное эмоциональное состояние, понимая и принимая его мнение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- эмпатия – важное условие эффективного общения дошкольников со сверстниками;
- возможности эмоциональной регуляции поведения и деятельности у детей к старшему дошкольному возрасту повышаются, эмоциональные реакции становятся более адекватными;
- на развитие эмпатии влияние оказывают те социальные группы, в которые попадает ребенок. Разрушение эмпатии в группе или в семье на развитие личности ребенка сказывается неблагоприятно.