Потребность в психологическом просвещении родителей в ДОУ
Поступление детей в дошкольное учреждение — это особый период в жизни самого дошкольника и его родителей. Необходимость психологического просвещения родителей детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений обусловлена физиологическими и психологическими трудностями сепарации ребенка от родителей. Как правило, родители в этом случае демонстрируют негативные эмоции в отношении дошкольного учреждения.
Отзывы о ДОУ в СМИ чаще всего содержат негативную информационную составляющую. Они «пугают» родителей, дети которых поступают в ДОУ, мешая становиться полноценными участниками образовательных отношений. Этот факт предполагает необходимость работы в области психологического просвещения в период адаптации дошкольников к образовательной организации. Она должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.
Один из способов работы с родителями в адаптационный период представлен психолого-педагогическим сопровождением и просвещением. Этот процесс дает возможность:
- повышения психолого-педагогической компетентности родителей,
- формирования позитивного отношение к ДОУ,
- налаживания взаимоотношений с сотрудниками ДОУ и родительской общественностью группы.
Большая доля психолого-педагогических исследований посвящена анализу и описанию психолого-педагогического просвещения ребенка в период адаптации к ДОУ, а психолого-педагогическое сопровождение родителей освещается незначительно.
С точки зрения социологии адаптация — это вхождение личности в социальную среду через освоение норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций. С точки зрения биологии адаптация представляет собой способность организма приспосабливаться к разным условиям внешней среды.
Адаптация является процессом и результатом согласования детей с окружающим миром. Благодаря психологическому просвещению этот процесс проходит более гладко и правильно. Ребенок успешно приспосабливается к меняющейся среде, новым условиям жизни и деятельности, структуре взаимоотношений в соответствующих социально-психологических общностях.
Темы психологического просвещения родителей в ДОУ
Родители, дети которых поступают в дошкольную образовательную организацию, начинают испытывать особые чувства в ходе адаптации. Для этого состояния характерна высокая тревожность, обостряется чувство жалости к ребенку и к самому себе. У родителей преобладает интерес ко всему, что относится к обеспечению жизнедеятельности дошкольника (еда, сон, туалет).
В ходе привыкания к детскому саду родители часто проявляют повышенное внимание к педагогам. Оно может характеризоваться усиленным контролем и даже заискиванием. Для некоторых взрослых присуща в этом процессе многословность, они задают большое количество вопросов, интересуются подробностями и деталями из дня, прожитого ребенком.
Педагоги и психологи считают, что родители также способны испытывать чувство фрустрации. Оно может проявиться как переживание негативных эмоциональных состояний. В это время родителям необходимо психологическое сопровождение и просвещение, так как происходит «отделение» ребенка от родителей.
Поступление детей в детский сад сопровождается иногда не только напряженностью их самих, но и напряженностью родителей. Психологическая напряженность связана с ощущением общего дискомфорта родителя, включая тревогу и страх.
Психологическое сопровождение родителей детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, должно быть направлено на работу с тревогой. Родители получают в результате готовность овладеть ситуацией и действовать в ней соответствующим образом.
Еще одним психологическим феноменом, который сопровождает родителей при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ, является страх. Мать и отец начинают бояться за своего ребенка в условиях новой ситуации. Для них присуще эмоционально насыщенное ощущение беспокойства как ответ на реальную или воображаемую угрозу.
Психолого-педагогическое сопровождение
В условиях современного образования происходит интенсивное развитие идеи психолого-педагогического сопровождения. В первую очередь, оно направлено на участников образовательных отношений.
Психолого-педагогическое сопровождение включает процесс просвещения родителей по проблемам оказания эффективной и квалифицированной педагогическо-психологической помощи. Эти действия включают совместную деятельность специалистов, которая направлена на формирование системы педагогических, социальных и психологических условий. Они способствуют успешному обучению, социализации и личностному развитию в конкретной образовательной среде.
Работа с семьей в рамках ДОУ включает следующие направления:
- Педагогическое,
- Социальное,
- Психологическое,
- Диагностическое,
- Медицинской.
В основе педагогического просвещения родителей детей раннего возраста лежит гипотеза о недостатке воспитательных знаний и умений у родителей. Эта модель концентрируется на повышении психологической культуры матери и отца. Ее реализация происходит в рамках психологического просвещения.
Иногда требуется социальная модель работы с родителями. Она используется в случае неблагоприятных условий, в которых находится семья. В этой ситуации предполагается внешнее вмешательство. Психологическая помощь родителям может быть, когда проблемы связаны с особенностями личности членов семьи. Здесь производится анализ семейной ситуации и психодиагностика личности.
Основа диагностической модели состоит в том, что не все родители обладают специальными знаниями. Медицинскую модель применяют тогда, когда семейная проблема представлена болезнью ребенка или членов семьи.