Психологическое бизнес-консультирование — это вид профессионального коучинга, целью которого является формирование у слушателей профессиональных компетенций. С их помощью человек получает возможность более эффективно решать практические, научно-исследовательские и научно-методические задачи.
Консультативная деятельность в бизнесе
Психологическое бизнес-консультирование (консультационная поддержка бизнеса и предпринимательства) является прикладной отраслью современной психологии. Психологическое консультирование бизнеса предполагает, в первую очередь, анализ конкретных ситуаций. Они возникают в ходе предпринимательской и бизнес-деятельности. Консультации помогают клиенту (заказчику) принимать наиболее адекватные решения.
Консультационная деятельность в бизнесе и предпринимательстве концентрируется на актуализации и осознании предпринимателем качеств собственной индивидуальности. Они оказывают воздействие на работу, бизнес и личностное развитие предпринимателя, давая возможность адекватно оценивать себя в качестве профессионала.
В консультировании используются критерии психологической науки и требования реалий. Все это позволяет определить новые направления и способы достижения целей. В дальнейшем бизнесмен получает возможность выявить и начать использовать отдельные психологические методы и приемы в реализации своего потенциала.
В психологии рассматриваются три формы организации психологического консультирования бизнеса (предпринимательства): экспертиза, обучение, сотрудничество.
Некоторые организации используют на практике приглашение конкретного специалиста на короткий срок для работы по контракту. Если компания имеет большие размеры и размах бизнеса, то может даже потребоваться группа психологов-консультантов Цель подобного приглашения специалистов извне состоит в предоставлении экспертной оценки социально-психологическим проблемам в коллективе.
После проведения консультирования улучшается имидж компании, формируется особенная атмосфера корпоративной культуры и регулирования конфликтных ситуаций. Специалисты помогают устранить коммуникативные проблемы, организуют эффективную рекламу. Сторонние эксперты обучают определенным психологическим механизмам, позволяющим оптимизировать бизнес и работу. Консультации проводятся в форме лекций, семинаров, психотренингов, деловых игр.
Сотрудничество представляет собой долговременный контакт персонала компании (организации, предприятия) с психологами-консультантами. Например, во многих крупных банках и организациях штатные сотрудники уже являются профессиональными психологами. Как правило, они подчинены руководителю отдела по работе с кадрами, участвуя в профессиональном отборе персонала, проведении регулярного тестирования работников и их аттестации, разработке служебных инструкций, организации учебных семинаров.
Цели и задачи психологического бизнес-консультирования
Эффективное психологическое бизнес-консультирование направлено на оказание помощи бизнесу. В этом процессе происходит решение 2 основных целей. В первую очередь, необходимо организовать сфокусированную психологическую помощь, которая направлена на конкретную группу управленцев и работников организации. Во вторую очередь, важно оказать психологическую помощь, которая может потребоваться почти всему персоналу.
В соответствии с целями консультирования необходимо определить ряд задач, решаемых психологом-консультантом. Так, В.Ю. Меновщиков в качестве задач психологического консультирования в бизнесе рассматривал:
- Улучшить психологический климат, сплотить персонал в единую команду;
- Улучшить практику подбора работников, снизить текучесть; персонала;
- Модернизировать по необходимости организационную структуру;
- Оценить производственные (бизнес) программы с психологической точки зрения;
- Дать поддержку персоналу в развитии их способностей;
- Провести работу со стрессом;
- Достичь соответствия внутреннего состава человека и его работы;
- Провести разумную политику поощрений и наказаний;
- Консультировать руководителей в области психологических аспектов деятельности компании на рынке (реклама, переговоры, маркетинг и т.д.).
Известно, что, осуществляя деловые переговоры по продаже продукции и услуг при организации рекламной деятельности, необходимо, помимо рациональных оснований, учесть эмоции людей. Именно психологическое консультирование позволяет рассмотреть этот аспект работы, что поможет влиять на поведение потребителей и увеличит продажи.
Особенности работы психолога-консультанта
К числу задач психолога-консультанта следует отнести:
- Психологическую разгрузку персонала;
- Психологическую коррекцию личностных деформаций, которые были получены в результате выгорания;
- Рост коммуникативной компетентности, сензитивности (эмпатии) и коммуникативного умения;
- Совершенствование навыка релаксации, саморегуляции и самоконтроля;
- Создание позитивных и активных жизненных установок;
- Развитие творческого начала;
- Активизацию мотивации и личностный рост;
- Планирование личной и профессиональной карьеры.
Задачи могут отличаться в соответствии с потребностями заказчика. В процессе первого контакта клиента с консультантом можно во многом определить последующее развитие их отношений и ход деятельности. Успех психолога-консультанта будет зависеть не только от его профессиональной подготовки, но и от того, каким образом на него будут проявлять реакцию руководитель (заказчик) и коллектив, возглавляемый им.
Консультанты, которые не способны налаживать длительные взаимоотношения с клиентом, обречены на поражение. В этом случае важно по-деловому и доступно объяснить заказчику, в чем специалист увидел настоящие причины проблем, возникших в организации. В дополнение к этому он должен рассказать, в чем состоит специфика услуг по решению данной проблемы. Для достижения успеха в решении проблемы, необходимо учитывать, что заказчик и специалист часто по-разному смотрят на ожидаемый результат и способы решения задач.