Психологические знания предпринимателя — это знания, которые требуются для создания и ведения бизнеса. Они включают умение оценивать внешнюю ситуацию и действия других людей с точки зрения этики и морали, умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.
Психологическая специфика предпринимательской деятельности
Исследования в сфере психологии предпринимательства становятся в последнее время приоритетным направлением экономической психологии. Сегодня происходит быстрое накопление информации, которая освещает соответствующие аспекты психологии предпринимательства. Наряду с этим, это направление пока имеет незначительное количество признанных, теоретически и эмпирически обоснованных концепций, которые могли бы объяснить специфику предпринимательской деятельности и огромного значения психологических знаний для предпринимателей.
Социальный статус предпринимателей идентифицируется с престижем, успешностью и преуспеванием. Вместе с тем, он должен быть субъективным образом подтвержден на уровне конкретного субъекта. Таким образом, социальный статус предпринимателей совпадает с его личностным статусом, который определяется через его профессиональную компетентность и способность положительно влиять на окружающих людей и события. В противном случае бизнесмен начинает испытывать кризис самоэффективности, который способен актуализировать деструктивное поведение, психологические защиты. В этом случае человек начинает фиксироваться на атрибутивных аспектах социальной роли.
В целом предпринимательство должно предполагать наличие психологических знаний, поскольку представляет собой инициативные действия личности, которые осуществляются от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность. Такая деятельность ведет к получению личного дохода.
Предмет предпринимательской деятельности отличается широтой и многообразием. Он полностью зависит от вида предпринимательской деятельности, которая становится не только профессией, но и специфическим образом жизни. По этой причине анализ предпринимателя с точки зрения профессионализма, умений и навыков, необходимо дополнять рефлексией в качестве субъекта индивидуального жизненного пути. Так, предприниматель должен быть носителем определенных мотивационно-смысловых образований и ценностных ориентаций, которые соответствуют субъективной модели экономического успеха. Как правило, без наличия психологических знаний, это не представляется возможным.
Профессиональная предпринимательская деятельность — это особый способ выстраивания жизненного пути. Он предъявляет отдельные требования к развитию субъектных характеристик индивида, которые связаны с риском, инновациями и постоянным самотворчеством.
В состав общих моментов, характеризующих предпринимательскую деятельность, необходимо включить:
- Инновационный характер;
- Сложность стандартизации;
- Трудности в алгоритмизации.
Качества предпринимателя
Деятельность предпринимателя требует высокой степени субъектной включенности. Она способна актуализировать и мобилизовать внутренние резервы личности, повышая интерес к совершенствованию системы профессиональной деятельности и ответственность за результат внедрения профессиональных планов. При достижении индивидуального успеха, предприниматель начинает испытывать желание получить идеальную представленность со стороны других. Подобная социогенная потребность стимулирует его к активному включению в систему социальных связей.
При осуществлении предпринимательской деятельности, люди стремятся реализовать свою потребность быть личностью. Отсутствие социогенной потребности ведет к псевдоперсонализации. Для нее присуща подчеркнутая ориентация на внешний мир в виде атрибутов материального благополучия и власти (например, насильственное выдвижение себя на место значимых других).
Предприниматели являются лицами, которые владеют и распоряжаются собственностью. Это может быть капитал, ресурсы, средства производства, которые они вкладывают в свое предприятие. Психологические знания важны в бизнесе еще и по той причине, что здесь используется наемный труд.
Предприниматель должен брать на себя функции риска и прогресса в экономической области общественной жизни. Он создает в условиях неопределенности и отсутствия гарантий новую форму удовлетворения потребностей. Такая деятельность позволяет использовать возможности самопрезентации, персонализации и самоактуализации.
Рассматривая необходимость психологических знаний для бизнеса, необходимо разграничить деятельность предпринимателя на два аспекта. Первый из них представляет собственно саму предпринимательскую деятельность, а второй состоит в менеджменте. Для первого характерно формирование новой структуры и обеспечение ее роста и развития. Второй аспект относится к необходимости поддерживать стабильность и порядок внутри уже сформированной структуры. Современные предприниматели должны интегрировать два указанных аспекта в своей работе.
Психологические знания, необходимые для успешного ведения бизнеса
Успех предпринимательской деятельности практически полностью зависит от индивидуальных психологических особенностей ее субъекта. Также на него влияют следующие показатели:
- Уровень развития аффективно-волевой сферы,
- Познавательные способности,
- Самосознание,
- Отношение к «Я»,
- Мера доверия к миру и к себе,
- Характер системы оценок и самооценок,
- Мотивация,
- Уровень притязаний,
- Локус контроля и др.
Большое значение имеют и коммуникативные навыки человека. Все это помогает развивать и поддерживать наличие соответствующих психологических знаний, без которых современным предпринимателям становится достаточно сложно выстраивать бизнес.
Деятельность предпринимателя связана с частым столкновением с неопределенными ситуациями. Это неизбежно требует быстрых выборов или принятия решений. В данных условиях человеку необходимо хорошо ориентироваться в сложных смыслообразующих мотивах и личностных смыслах.