Впервые проблема «психологической защиты» была поставлена в работах Зигмунда Фрейда и сейчас она является центральной для психологии личности.
Психологической защитой называется бессознательная система регуляции психики, которая ограждает человека от переживаний и стрессовых ситуаций.
Именно психологическая защита призвана сохранять самоуважение, минимизировать эмоциональное напряжение и помочь приспосабливаться к сложным жизненным ситуациям за счет искажения реальности. Защита относится к тем процессам, которые затрагивают мотивационную сторону личности, они формируют способы поведения и разрешения проблем, определяют расстройства и состояние здоровья субъекта.
Психологическая защита, по данным исследований, определяет субъективный комфорт личности в ситуациях бытовой деятельности, профессиональной занятости, а также внутренней напряженности. Феномен защиты соотносится с ситуациями стресса, конфликта, травмы. Ее механизм направлен на снижение эмоциональной напряженности.
Личность
В психологии личности центральной проблемой выступает выявление психологических механизмов ее функционирования, регуляции жизнедеятельности человека.
Личность – это субъект жизнедеятельности, с совокупностью его психических и духовных особенностей, а также качеств личности, которые характеризуют его как общественный объект развития и субъект преобразования действительности на основе познания и отношения к ней.
Психологические защиты личности (взгляд З. Фрейда и А. Фрейд)
В 1894 году Зигмундом Фрейдом в науку было введено понятие «психологическая защита». Так были названы приемы, используемые «Я» для контроля над влечениями и желаниями, которые могут привести психику личности к негативным переживаниям, душевной боли и тревоге.
Дочь психоаналитика – Анна Фрейд – расширила представления о защите. Продолжение изучения механизмов защиты можно найти в ее трудах. Она описала их разнообразие и сложность, а также предположила, что защита направлена не только против влечений, но и против переживаний, стрессов и т.п. Фрейд составила перечень защит, описала их проявления и систематизировала имеющиеся знания о механизмах защиты, которые были накоплены наукой в середине XX века.
Механизмы психологической защиты
Защитные механизмы – это автоматизированные способы искажения видения ситуации.
Такими механизмами являются: отрицание, компенсация, проекция, вытеснение, замещение, регрессия, интеллектуализация и реактивное образование.
Посредством отрицания психикой удаляются причиняющий страдания опыт или некоторые импульсы, стороны себя. Отрицание проявляется в эгоцентризме, самовнушаемости или внушаемости, стремлении быть в центре внимания, дружелюбии, непринужденности. Умение внушать доверие, манера держаться, самонадеянность, готовность услужить, пафос, отсутствие самокритики также являются проявлениями данного механизма защиты.
Проекцией называется механизм приписывания окружающим различных качеств, мыслей и чувств, что формирует основу для непринятия других и принятия себя на этом фоне. Особенностями защитного поведения являются: эгоизм, самолюбие, гордость, обидчивость, мстительность, честолюбие, заносчивость, ревность, враждебность, несговорчивость, поиск недостатков, требовательность, замкнутость, а также стремление достичь высоких показателей в деятельности.
Избегание субъектом тревоги путем возвращения к более ранним формам поведения и удовлетворения потребностей называется регрессией. Она проявляется в податливости, слабохарактерности, легкой смене настроения, напряженности, сонливости и неумеренном аппетите, специфической детской мимике, речи и голосе, также склонности к суевериям, ностальгии, непереносимости одиночества, потребности в контроле, подбадривании, утешении.
Механизм замещения призван для снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного (источник агрессии) на более слабый и доступный объект. Особенностями замещения являются: скандальность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, раздражительность, отсутствие чувства вины, реакция на критику, тенденция к доминированию, просмотр фильмов со сценами насилия, деятельность, связанная с рисками.
Посредством вытеснения блокируются неприятные эмоции посредством забывания реального стимула и объектов, связанных с ним. Вытеснение являются универсальным средством избежания внутреннего конфликта путем устранения нежелательных желаний, влечений и стремлений. Следует знать, что подавленные влечения дают о себе знать в снах, страхах.
Механизм вытеснения считается примитивным средством психологической защиты по таким причинам:
- Вытесненная информация все равно остается в сознании;
- Информация проявляется в тревожности и чувстве дискомфорта.
Особенностями механизма вытеснения выступают избегание ситуаций, которые могут вызвать страх, покорность, забывчивость, робость.
Следующий психологический механизм – интеллектуализация – это подмена чувств логикой, произвольная схематизация и истолкование событий, цель которых – формирование чувства контроля над ситуацией. Защитный механизм проявляется в старательности, добросовестности, осознанности обязательств, самоконтроле, склонности к самоанализу, предусмотрительность, дисциплинированность.
Реактивным образованием называется замена социально нежелательных тенденций на противоположные. Например, ребенок был агрессивно настроен к родителю и развивает по отношению к нему исключительную нежность и заботу. Так, рационализация – это объяснение человеком собственных намерений в целях самоутверждения.
К компенсации относится попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности. Особенностями защитного механизма является поведение, обусловленное методической работой над собой, исправление недостатков, преодоление трудностей.
Уровни психологической защиты
Выделяют 3 уровня защиты:
- На инструментальном уровне происходит обозначение фактора как травмирующего и реакция на него с минимальной переработкой информации (сюда относится вытеснение);
- На уровне атрибуций и цели представлены способы трансформации травмирующей ситуации в такую, которая не затрагивает личность (здесь – компенсация, проекция, рациональное образование);
- На уровне смысловой переориентации происходит осмысление собственной личности в контексте возникшей ситуации, рефлексия (здесь – комбинация интеллектуализации с другими механизмами защиты).