Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психическая сущность системы механизмов психологической защиты личности как психического образования

Определение 1

Психологическая защита – это неосознанный процесс психики, который концентрируется на минимизации воздействия негативных переживаний. Любые защитные инструменты, используемые индивидом, являются основой процесса сопротивления.

Основа психологической защиты личности

Психологическая защита в качестве категории впервые была озвучена Фрейдом. Изначально ученый понимал под этим понятием процесс вытеснения как активную и мотивированную ликвидацию чего-либо из сознания.

Функции психологических защит включают:

  • Снижение противостояния, которое происходит внутри личности;
  • Снятие напряжения, которое появляется при конфронтации импульсов бессознательного;
  • Принятие требований среды, которые зарождаются по причине социального взаимодействия;
  • Минимизация конфликта;
  • Повышение адаптационной способности путем использования предохранительных механизмов, регулирующих человеческое поведение.
Статья: Психическая сущность системы механизмов психологической защиты личности как психического образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Человеческую психику ученые характеризуют с помощью свойства защищать себя от негативных воздействий извне или возникающих внутри сознания человека. Психологическая защита личности характерна для каждого человека. Психологическая защита необходима для психического здоровья людей, так как она предохраняет «Я» от воздействия стресса, тревоги, беспокойства, негативных переживаний.

Это понятие появилось на свет в 1894 году, когда Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что субъект показывает, как правило, 2 разные ответные реакции на неприятные ситуации. Человек их либо задерживает в осознанном состоянии или искажает определенные обстоятельства с целью снижения их размаха или отклонения в другом направлении.

Механизмы психической защиты

Любые предохраняющие механизмы характеризуют две взаимосвязанные черты. В первую очередь, они являются неосознанными, поскольку человек активирует защиту непроизвольно (не понимает, что совершает). Во-вторых, основной задачей защитных инструментов является максимально возможное искажение реальности или абсолютное ее отрицание для того, чтобы перестать воспринимать ее в качестве тревожной или небезопасной.

«Психическая сущность системы механизмов психологической защиты личности как психического образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует подчеркнуть, что человек может одновременно использовать несколько механизмов защиты для ограждения собственной персоны от неприятных и угрожающих событий.

Несмотря на то, что любой защитный акт направлен на ограждение человеческой психики, предотвращение вхождения человека в депрессивное состояние и помощь ему в перенесении стресса, он может нередко наносить вред. Человек не способен непрерывно жить в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в своих бедах, заменяя реальность на искривленную картину, которая выпала из подсознательного.

Основополагающие механизмы, присущие психологической защите, можно классифицировать в соответствии со следующими критериями:

  • Уровень обработки конфликтной ситуации внутри,
  • Приемы искажения реальности,
  • Количество затрачиваемой энергии на поддержание механизма,
  • Степень инфантильности,
  • Тип возможного нарушения психики при наличии пристрастия к соответствующему механизму защиты.

Фрейд использовал трехсоставную модель устройства психики. На ее основе он высказывал предположение, что возникновение некоторых ее защитных механизмов происходит еще в детском возрасте.

Сущность механизмов защиты личности как психического образования

Отрицательные последствия феномена психологической защиты могут наступать в случае устойчивого повторения определенного механизма защиты. Это происходит в похожих ситуациях бытия, но отдельные события, хоть и похожи на те, которые изначально провоцируют срабатывание защиты, не нуждаются в прикрытии. Это обусловлено тем, что сам субъект сознательно начинает искать решение возникшим проблемам.

Защитные механизмы способны превращаться в разрушительную силу. Это проявляется при одновременном использовании сразу нескольких механизмов. Человек, который часто прибегает к защитным механизмам, как правило, становится неудачником.

Психологическая защита личности — это не врожденный навык. Он приобретается при прохождении ребенком процесса социализации. В качестве основного источника формирования механизмов внутренней защиты, включая примеры их применения, выступают родители. Мать и отец своим примером как бы «заражают» своих детей.

Специальная система регулирования личности концентрируется на защите сознания от травм и негативных переживаний, которые обусловлены противоречиями, тревогой и дискомфортом. Функциональная цель психологической защиты представлена минимизацией внутренней личностной конфронтации и ослаблением напряжения. Она помогает снять беспокойство путем ослабления внутренних противоречий.

Фрейд, который изначально обозначил теорию сознательного, бессознательного и подсознательного, акцентировал внимание на защитных внутренних механизмах. Он считал, что они представляют собой неотъемлемый атрибут бессознательного, при этом человек часто сталкивается с раздражителями, которые не приятны ему и несут угрозу.

Если не использовать внутренние «предохранители» в виде психологической защиты, то эго личности подвергается распаду. Это способствует невозможности принимать решения в обыденной жизни. Таким образом, защита играет роль амортизатора, помогая людям справиться с негативными обстоятельствами и болью.

Современная психология рассматривает десять механизмов внутренней зашиты. Их классификация производится в соответствии со степенью зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (например, отрицание и вытеснение).

Первые механизмы являются более зрелыми, допуская поступление в сознательную часть негативную или травмирующую информацию. Они интерпретируют ее «безболезненным» образом. Вторые механизмы – это более примитивные структуры, так как не допускают в сознание травмирующую информацию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot