Успешный человек — это индивид, который ставит перед собой перспективные цели и умеет их достигать. Такие люди не всегда являются «баловнями судьбы». Они способны с небольшими энергетическими затратами достичь максимального результата.
Успех или неуспех с точки зрения профессиональных достижений
В соответствии с теорией А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, которая связана с ведущей деятельностью, на каждой стадии возрастного развития есть отдельная система деятельностей. Системообразующий фактор этой системы представлен ведущим видом деятельности (активности). Например, для этапа взрослости ведущий вид деятельности — это профессиональная деятельность, включающая общественно-полезный труд и коллективную производительную деятельность.
Возможные ситуации исследования успеха-неуспеха личности на этапе взрослости ограничиваются часто анализом профессиональных достижений. Соответственно, индивид, который не смог достичь результата в профессиональной деятельности, считается неуспешным с точки зрения общества.
Профессиональный успех состоит из совокупности позитивных результатов, которые накапливаются на протяжении карьеры. Многие авторы, исследуя категорию успех, выделили в ней объективный и субъективный компонент. Объективный профессиональный успех представляет собой положительный результат в профессиональной деятельности. Он может быть подвергнут оценке других людей.
Объективные критерии оценки, как правило, представлены суммой заработной платы, уровнем занимаемой должности, карьерным ростом. В этом случае в качестве факторов субъективного успеха выступает совокупность суждений индивида о собственных профессиональных достижениях и результате.
Субъективная успешность (неуспешность) измеряется с помощью анализа удовлетворенности личности профессиональной деятельностью и личной карьерой. Интересной в этом плане является типология личности по критерию успешности.
Оценка психологических качеств успешных (неуспешных) людей
Существует определенная возрастная граница, которая представляет собой наиболее продуктивный и творческий период в жизни человека (28-55 лет). Для него характерна максимальная реализация и пик развития личности. На этой стадии взрослости личность проходит свое усиленное развитие во всех планах (социальный, профессиональный, межличностный).
Человек в зрелом возрасте начинает включаться в разные области общественных отношений и деятельности. От степени активности и наличия определенных психологических особенностей будет зависеть, достигнет ли он успеха или потерпит неудачу.
Есть множество объективных параметров, которые не имеют возрастной специфики и воспринимаются современным обществом в качестве признаков неуспешности. Такие инвариантные характеристики включают:
Трудности, которые относятся к профессиональной сфере (трудоустройство, продвижение по карьерной лестнице, отсутствие образования, частая смена рабочего места). По этой причине отсутствие достижений в считается объективным критерием неуспеха.
В психологических трудах, которые связаны с проблемами успеха и его отсутствия, неоднократно было отмечено, что конструкт успех/неуспех — это очень сложная и неоднозначная содержательная характеристика. Известен факт отсутствия единых критериев и норм оценивания психологических особенностей успешности.
Многие авторы заостряют внимание на наличии субъективных и объективных компонентов и особенностей успешности (неуспешности). Так, объективная оценка достигнутого успеха должна совпадать с собственной оценкой успешности.
Большинство представителей группы успешных людей являются интерналами. Они обладают высокой ответственностью и профессионализмом, имеют активную жизненную позицию, могут выбирать оптимальные способы разрешения сложностей и противоречий. Для такого человека присущ контроль своих эмоций в процессе выполнения ответственных дел.
Успешные люди, как правило, являются перфекционистами. Это качество проявляется как в отношении себя, так и по отношению к другим людям. По этой причине успешные люди не расценивают требования со стороны общества в качестве слишком завышенных.
Высокая самооценка успешного человека сочетается с высокими показателями в сфере оптимизма и удовлетворенности жизнью. Эти качества отражают то, что представители успешной группы умеют наслаждаться жизнью, получая от нее удовольствие.
Среди представителей успешных людей практически не было найдено лиц с выученной беспомощностью. Им присущ конструктивный стиль мышления, поскольку неудачи в жизни они рассматривают как временные, локальные и подконтрольные.
Неуспешные люди характеризуются малыми достижениями в различных областях жизни и неудовлетворенностью имеющимися результатами. Ответственность представители группы проявляют редко. Чаще всего они пасуют перед трудностями, не преодолевают их, не имеют плана действий.
Сочетание низкой активности и низкой осознанности ответственности способно сформировать представление о таком человеке как о находящемся в личностном кризисе. Он не готов действовать, не знает, куда приложить свою активность.
Перфекционизм для неудачливых людей не характерен. Основная масса таких лиц считает, что общество предъявляет к ним слишком завышенные требования. Они пессимистичны в отношении неудач и расценивают их не в качестве местных, локальных событий, а распространяют на все области своей жизни. Достижения же неуспешный человек, наоборот, определяет как локальные явления. Он не умеет радоваться успеху, не распространяет его на все области жизни, а причину редкого успеха всегда видит не в себе, а в чем-то ином.