Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические особенности развития личности психолога в процессе обучения

Определение 1

Личность — это целостный, зрелый человек. Для успешной работы психолога как личности крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции).

Личность психолога

Как показали наблюдения и исследования соответствующих теоретических источников, личность психолога, включая его особенности и методы выстраивания отношений с клиентами, способна оказать непосредственное и чаще всего определяющее воздействие на результаты изменений в людях. Она предполагает эффективность деятельности психолога в целом. По этой причине очень интересно взглянуть «изнутри» на человека, который работает с клиентами в качестве психолога.

Сегодня процесс обучения психолога осуществляется без каких-либо требований к личности специалиста, что приводит к попаданию практического психологического инструментария в руки недостаточно зрелых и психологически не готовых к оказанию помощи людям. Каждый специалист, вне зависимости от его теоретических взглядов, подходит к клиенту с собственными уникальными личностными свойствами, ценностями и практическим опытом. Все это налагает на его работу своеобразный отпечаток.

Психологи не должны использовать клиентов для собственного самоутверждения. Они должны уважать их, проявлять способность в каждом человеке определить что-то ценное. Психолог не может обращать внимание на социальный статус, профессию, внешность, вероисповедание человека, веря в то, что каждый из них наделен следующими личностными качествами:

  • Зрелость,
  • Искренность,
  • Интуиция,
  • Эмпатия,
  • Желание помочь людям,
  • Смелость,
  • Способность признать собственное несовершенство.

От состава Я-концепции психолога, а не только от получаемых знаний и умений будет напрямую зависеть его возможность оказания помощи клиентам. Без своего внутреннего роста психологи не могут качественно поддерживать других, поэтому многие проблемы в процессе работы можно отнести к их недостаточной личностной и духовной зрелости, а порой и к отсутствию стремления к ней.

Проблемы в развитии личности психолога

Профессионально успешный психолог-практик, который ведет диагностическую и психокоррекционную работу, отличается высоким уровнем развития вербального интеллекта, интуитивности, эмпатии; хорошими коммуникативными способностями. Психолог с явно выраженной тенденцией к отрыву от реальности и острым чувством своего превосходства над другими, как правило, хладнокровно относится к переживаниям клиентов. Часто они упиваются своей властью над другими людьми, мало озабочены последствиями собственных психотерапевтических сеансов.

«Психологические особенности развития личности психолога в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В случае недостаточного развития личности психолога можно наблюдать отсутствие внутреннего понимания человека, выраженную амбициозность. У такого специалиста очень слабо проявлены следующие черты: гуманизм, жертвенность, эмпатийность.

Сегодня назрела потребность в преобразовании вузовской подготовки психологов. Считается, что она должна быть не только профессиональной, но и личностно ориентированной. С ее помощью может формироваться целостная здоровая личность, ведь главным инструментом психолога является он сам как личность.

Психологом невозможно становиться с помощью простого накопления теоретических знаний и умений. Человек может иметь хорошую подготовку в плане теории, умея проводить точную диагностику, применяя разные психологические методы. Тем не менее, ему не всегда присуща способность помогать своим клиентам, меняться и совершенствоваться.

Возможно, процесс отбора абитуриентов в большей степени нужно базировать на выявлении гуманных личностных тенденций, начиная с профотбора при поступлении на специальность «Психология». Следующий шаг должен представлять получение студентами уже с первых дней учебы, параллельно с изучением теории, индивидуальных консультации психолога. Они должны также посещать специальные тренинговые занятия.

Далее, на более старших курсах, когда уже был осуществлен осознанный выбор направления, необходимо продолжение клиентской практики со специалистами выбранного направления. Для того чтобы из таких учащихся получились настоящие психологи-профессионалы, нужно обратиться не только к накоплению ими знаний по специальности, но и к ценностным ориентациям, серьезным этическим проблемам. Это нужно для предупреждения возможной самоуверенности, для понимания будущими психологами всей сложности и многогранности внутреннего мира человека.

Качества психолога как личности

Психолог, сформировавшийся как личность, должен обладать стойкими нравственными принципами. Без них эффект психологического воздействия может быть трагичным, поэтому с помощью осознания духовных ценностей, которые должны представлять нравственный критерий в современном обществе, студент имеет намерение получать специализацию.

Личность уже в трудах древнегреческих ученых занимала важное место. Большая часть мыслителей того времени связывала ее с такими общефилософскими проблемами как знания и истина.

Исследуя психологические процессы, Платон одним из первых стал рассматривать личность как самостоятельную психическую категорию. Он давал ей определение, считая важной составляющей в процессе контакта с окружающим.

Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности. Он должен уметь понимать других людей, психологически корректно воздействуя на них. Психологу необходимо умение работать с людьми, разбираться в характере, иметь не только психологические знания, но и психологическую интуицию.

В качестве коммуникативных качеств психолога, важных для его профессиональной деятельности, выступают:

  • Привлекательность,
  • Общительность,
  • Наличие такта,
  • Вежливость,
  • Умение выслушать и понять других людей.

Также для психологов в ходе профессиональной деятельности имеют большое значение некоторые эмоциональные проявления личности, включая непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивое отношение к стрессу, эмоциональная стабильность, способность сопереживать.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot