Психологические особенности мотивации в подростковом возрасте — это особенности, которые характеризуются укреплением познавательных мотивов, стремлением к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Также в это время возникает осознание значимость знаний для будущей профессии и личностного развития.
Сущность и типы мотивации подростков
Существует огромное количество исследований и научных трудов по мотивации учебной деятельности. Не смотря на это, педагоги по-прежнему сталкиваются с тем, что у учащихся не сформировались потребности в знаниях, у многих из них нет интереса к учению. Особенно остро данную проблему можно наблюдать у учеников в подростковом возрасте.
Мотивация — это базовый компонент, который входит в структуру учебной деятельности. Она представляет собой решающий фактор обучения и эффективности учебного процесса.
Принято рассматривать 2 типа мотивации, которая может носить внешний и внутренний характер. Мотивация считается внешней, если основа действия, которая направлена на получение каких-либо ресурсов, состоит в мотиве, не связанном с самим действием. В противовес ей внутренняя мотивация к какой-либо деятельности рассматривается в качестве неотделимого от человека состояния радости, вдохновения, удовольствия и удовлетворения от своих действий. Она представляет собой результат взаимодействия человека и его окружения, неразрывно связываясь с самой деятельностью.
В рамках внутренней мотивации к обучению подростка в основе находится познавательный интерес. Он связан с изучаемыми предметами и получением знаний. Это становится целью деятельности школьника, а не средством достижения другой цели
Виды мотивов в подростковом возрасте
В отношении обучения подростка принято выделять разные виды мотивов. В основе первых из них заложен сам процесс учебной деятельности. В этой ситуации подросток стремится узнать что-то новое, ему интересно проникать в сущность явлений и закономерностей исследуемых предметов. При обучении часто проявляется инициатива, интеллектуальная активность. Школьники самостоятельно преодолевают трудности, решая сложные задачи.
В состав мотивов, которые находятся за пределами самой учебной деятельности, входят:
- Социальные мотивы, включая ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и педагогами;
- Мотивы самоопределения, связанные с выбором будущей профессии и личностным развитием в ходе учебы;
- Индивидуальные мотивы, представленные желанием заслужить одобрение и занять достойное место среди сверстников;
- Мотив избегания неприятностей (исключение неодобрения со стороны родителей и педагогов).
Если рассматривать аспекты мотивации в подростковый период, то для подростков присуще укрепление познавательных мотивов, стремление к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Для них знания приобретают значимость для будущей профессии и личностного роста.
Современные исследования показали, что мотивы учебной деятельности внутреннего плана (познание, достижение, саморазвитие) больше всего связаны с академической успеваемостью. В этом плане поддержка и заинтересованность взрослых способна внести существенный вклад в выраженность внутренних мотивов подростка.
Внешние личностные мотивы, включая мотив самоуважения и регуляции поведения, считаются также значимыми и влияют на выбор продуктивных стратегий учебного поведения. Внешние межличностные мотивы, в том числе мотив уважения и чувства долга, не считаются продуктивными и в итоге могут отрицательно сказаться на учебной и профессиональной мотивации.
Исследования показали, что в классе, где в качестве ведущего мотива учения выступает познавательный мотив, происходит формирование положительного отношения подростков-школьников к обучению. Источники познавательной мотивации представлены удовлетворением в процессе обучения потребностями в независимости, компетентности и принятии.
Методики исследования психологических особенностей мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте
Для исследования мотивации к обучению у подростков используются различные психодиагностические методики. Они могут быть направлены на анализ мотивации учебной деятельности подростков и включают:
- Методику диагностики структуры учебной мотивации школьников (разработана М. В. Матюхиной);
- Методику исследования отношения к обучению и к учебным предметам (разработана Г. Н. Казанцевой);
- Методику изучения познавательных затруднений (разработана Н. П. Фетискиной);
- Методику изучения направленности на приобретение знаний (разработана Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой).
Методики дают возможность понять степень выраженности определенных мотивов к обучению, включая познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, позицию ученика, достижения, внешние мотивы (поощрения, наказания).
Если у подростка выражен познавательный мотив, то это отражает то, что он мотивирован на приобретение новых знаний, учебных навыков. Такой школьник заинтересован в учебном материале, принципах и основных идеях учебного материала. Выраженность мотива достижения предполагает, что подростки в ходе обучения ставят перед собой цель, включаются в ее реализацию, выбирая средства для достижения.
Существенная выраженность внешних мотивов (поощрение и наказание) отражает то, что деятельность осуществляется в силу долга или для приобретения нужного положения среди одноклассников. Иногда это происходит при наличии давления окружающих.
Методики позволяют определить любимые и нелюбимые предметы подростка в школе и узнать причины, по которым один или несколько из них стали таковыми. Они дают возможность провести анализ причин, по которым подростки учатся в школе. Результаты исследования показывают, как правило, что любимые предметы мальчиков включают физкультуру, а девочек — литературу. Это отражает то, что направленность в образовании юношей и девушек различна.