Личность в психологии
Личность ‒ это система социально важных качеств индивида, мера овладения им ценностями социального характера и его способность к осуществлению данных ценностей.
Психические особенности людей, такие как интеллект, темперамент, характер, способности обладают общей базовой характеристикой: они являются глубоко индивидуальными.
Индивидуальность человека есть неповторимое соединение его психических особенностей.
Сформированная личность имеет личностную автономию, индивидуальность. В критических ситуациях подобная личность сберегает собственную стратегию жизни, остается приверженной собственным позициям и ориентациям ценностного уровня.
Тип высшей нервной деятельности человека характеризует его темперамент, который имеет место быть во всех действиях личности. От типа высшей нервной деятельности и типа темперамента находятся в зависимости способности человека. Способности обусловливают возможности включения человека в установленные виды деятельности, оттого они оказывают большое влияние на развитие направленности личности. Направленность, темперамент и способность находят свое отражение в чертах характера.
Темперамент как психологическая характеристика личности
Темперамент ‒ комплекс психодинамических свойств индивида, которые обнаруживаются в особенностях его психической активности.
Темперамент представляется природной базой проявления психологических качеств личности.
Первая типология темпераментов была сформирована древнегреческим врачом Гиппократом, который характеризовал их в зависимости от того, какая жидкость доминирует в организме человека.
Так же психофизиолог И. П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует соединение качеств нервной системы:
- флегматик ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является инертным;
- сангвиник ‒ уравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
- холерик ‒ неуравновешенный, сильный, тип нервной системы является подвижным;
- меланхолик ‒ тип нервной системы является слабым.
К ключевым психологическим характеристикам темперамента принадлежат:
- сензитивность (чувствительность), которая раскрывает картину того, какая наименьшая сила внешних действий вызывает реакции психики личности и какова скорость данного реагирования;
- реактивность, демонстрирующая уровень и интенсивность непроизвольных реакций личности на внешние и внутренние раздражители (угрозу, критику и т.д.);
- активность, определяющая уровень работоспособности, энергичности личности в деятельности, его способности преодолевать препятствия, настойчивость, целенаправленность, концентрированность на деятельности и т.д.;
- соотношение активности и реактивности, открывающее картину того, от чего находится в зависимости деятельность личности ‒ от случайных внутренних и внешних факторов, настроений, случайных событий или от осознанно установленных целей, жизненных планов, устремлений и т.д.;
- темп реакций, определяющий скорость движений, действий, скорость речи, быстроту умственных операций т.д.;
- экстравертированность;
- интровертированность;
- пластичность, определяющая легкость приспособления человека к неожиданным и новым обстоятельствам, гибкость поведения;
- ригидность, демонстрирующая предрасположенность индивида к косному поведению, закоренелым стереотипам и привычкам жизни, проявлениям инертности.
Таким образом, темперамент принадлежит к так называемым генотипическим сторонам личности, целиком зависит от наследственных факторов и на протяжении жизни не меняется.
Характер как психологическая характеристика личности
Характер ‒ комплекс устойчивых черт личности, характеризующих отношение человека к себе и находящимся вокруг людям, это сформировавшийся и укрепившийся под воздействием жизненных обстоятельств, стиля воспитания и поведения человека.
Характер человека находится в зависимости от целей, которые дают направленность его деятельности.
Направленность ‒ определяющее человека избирательное отношение к реальности, воздействующее на его деятельность.
Психической характеристикой направленности считается внимательность. Внимательность выявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Когда человек концентрирует внимание на многие вещи, то это внимательность непроизвольная. Внимательность сознательная, преднамеренная ‒ показатель подобных значительных волевых черт характера, как настойчивость и выдержка.
Под чертой характера личности подразумевается стабильный и неизменный стереотип поведения. Они распределяются на:
- ведущие черты, которые определяют проявление личности;
- второстепенные, которые подчиняются ведущим или не всегда обнаруживаются, менее проявлены.
Как раз ведущие черты характера характеризуют деятельность и отношение человека к оценке окружающего мира. Все же не каждое отношение, которое выражается человеком, говорит об его характере. Необходимо принимать во внимание обстоятельства и силу воли, когда человек сам решает, какую проявлять реакцию.
Способности как индивидуально-психологические особенности личности
Способности – это индивидуально-психологические качества, которые выделяют одного человека от другого и имеющие отношение к эффективности выполнения деятельности.
Говоря о способностях, нужно иметь в виду следующее:
- это особенности, которые отличают одного человека от другого;
- способности служат эффективной реализации деятельности;
- для способностей свойственна возможность переноса выработанных навыков и умений в новую ситуацию.
Специальные способности – способности к установленным типам деятельности (способности в математике, музыке, педагогике и т.д.).
Общие способности – это способности к формированию специальных способностей.
Одаренность – это качественно специфическое соединение способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в исполнении той или иной деятельности.
Основу способностей составляют задатки.
Задатки – это природные предпосылки, которые представляются обстоятельством формирования способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их формирования, но и в смысле того, что они в известных границах могут предопределять содержательную сторону и воздействовать на степень достижений.
Формирование способностей в существенной мере находится в зависимости от условий, которые дают возможность реализоваться задаткам.