Психология безопасности труда
Опасные условия труда – это факторы, создающие угрозу жизни и здоровью работника, результатом воздействия которых может быть развитие острых либо хронических профессиональных заболеваний.
Роль человеческого фактора в безопасности труда очень большая. На психологии и физиологии человека базируются её психофизиологические основы. Одни инженерные методы на современном производстве не смогут решить проблемы безопасности и травматизма. Как показывает практика, до 90% случаев аварийность и травматизм возникают в результате организационно-психологических причин. К ним относится низкая профессиональная подготовка по вопросам безопасности, слабое соблюдение требований безопасности, недостаточное воспитание, возможность допуска неподготовленных лиц к опасным видам работ, утомляемость, неудовлетворительное психическое состояние работника и др.
Структура психической деятельности человека включает психические процессы, свойства и состояния. В основе психической деятельности лежат познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы. Среди психических свойств выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые качества личности. Они, как правило, постоянны и устойчивы. Психическое состояние человека оказывает влияние на трудовую деятельность в конкретный момент времени, оно может быть положительным и отрицательным.
Безопасность человека определяют такие психические процессы, как
- память,
- внимание,
- восприятие,
- мышление,
- чувства,
- эмоции,
- настроение,
- воля.
Мотивация, тесно соприкасающаяся с эмоционально-волевой сферой, тоже относится к психическим состояниям. Она имеет связь с таким базовым понятием безопасности деятельности, как риск.
Риск может быть мотивированным и немотивированным. Насколько индивид готов к риску определяется его психологическими свойствами – темпераментом, боязливостью, характером, легкомыслием и др.
Большое влияние на безопасность труда оказывают характер и темперамент. Структура характера образована совокупностью психологических свойств человека, структур характеров очень много и определяются они с помощью специальных психологических тестов. Темперамент, представляющий динамику психологических особенностей личности, неразрывно связан с характером. Для безопасности труда темперамент имеет свое определенное значение.
На производственную безопасность, производительность и качество труда большое влияние оказывает психологическое состояние человека, которое подразделяется на длительное, временное, периодическое:
- Длительные психологические состояния определяются общим психологическим настроем и отношением человека к выполняемой им работе.
- Временные психологические состояния могут возникнуть в результате нарушений в производственном процессе или во время конфликтной ситуации.
- Периодические психологические состояния связаны с настроем и желанием работать или, наоборот.
Воздействие опасности на психическую деятельность
Постоянная готовность к действиям присутствует у подводников, космонавтов и летчиков, потому что представители этих профессий осознают угрозу для жизни. Подобная готовность является закономерной реакцией на опасность. Сопровождаться такая готовность может соответствующей психической напряженностью в адекватной форме. Готовность к действию – это необходимое условие надежности человека при управлении, например, самолетом. Для летчиков, подводников и космонавтов, например, самой большой опасностью является неожиданность в форме отказов техники, аварий, которые подстерегают их постоянно. Отсутствие постоянной готовности к экстренным действиям, приводит к неадекватной реакции, а те, в свою очередь, к авариям и катастрофам.
Адекватность поведения в аварийной ситуации требует мгновенного извлечения из памяти необходимой информации для принятия правильного решения. Психическая деятельность человека, работающего в условиях повышенной опасности, требует быстрой её перестройки. Чрезвычайное происшествие предъявляет высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности. В условиях аварийной ситуации активизируются психические процессы, а эмоции носят стенический характер. Есть люди, по мнению Б.М. Теплова, для которых смыслом жизни является опасность, и они находят в ней большую радость.
Для испытателей, космонавтов, подводников характерны такие качества, как готовность к действию, уверенность в своих действиях, активизация мышления во время аварии. Эти качества приобретают устойчивый характер во время специальных тренировок, где планируются стрессовые воздействия.
В космических полетах и в работах под водой принимают участие люди разных специальностей, например, медики, инженеры, выполняющие во время полета свои конкретные задачи. Это говорит о том, что безопасность зависит не от всех членов экипажей. Люди должны быть уверены, что в сложных обстоятельствах командир не растеряется, примет правильное решение без ошибок.
Люди, работающие в условиях повышенной опасности для жизни, всегда действуют уверенно и профессионально. Их действия происходят в соответствии со складывающейся обстановкой, а сами они, при этом, испытывают стенические эмоции. В их поведении отчетливо проявляются личные моральные качества, установки, которые мобилизуют на адекватное отражение меняющихся условий и реализацию принятых решений.
Нагрузка на психику личности при угрозе для жизни – это нагрузка на функциональные нервные образования человека, которые у каждого имеют свой предел прочности и диапазон реактивности. При выходе за эти рамки наступает этап неустойчивой психической деятельности.
Аффективные реакции
В условиях угрозы для жизни далеко не каждый человек с полной уверенностью может говорить, что может работать устойчиво и продуктивно. Эмоциональная неустойчивость может развиться даже у тех лиц, у которых психическая напряженность в предшествующей деятельности не наблюдалась. Психическая неустойчивость на уровне невроза возникает в результате астенизации нервной системы. Это может быть вызвано потрясениями, травмирующими психику, нарушением режима труда и отдыха и др.
Рисунок 1. Аффективно-шоковые реакции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психическая неустойчивость особенно ярко проявляется в аварийной обстановке. Выделяются две формы таких реакций – состояние ажитации и кратковременный ступор.
При ажитации на первый план выступает беспокойство и тревога. Возбуждение проявляется в суетливости, мыслительные процессы замедлены, нарушается способность понимания сложных отношений между явлениями, в голове возникает чувство пустоты, мысли отсутствуют. Из вегетативных нарушений появляется бледность, потливость, учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, дрожание рук и др. Типичной для состояния ажитации в аварийной ситуации является неадекватность восприятия окружающей действительности.
В условиях, опасных для жизни, кратковременный ступор характеризуется внезапным оцепенением. Человек застывает на месте в той позе, в которой находился в момент получения известия, но интеллектуальная деятельность сохраняется.
К реакции ажитации или ступора, по мнению Л.С. Выготского, предрасполагает остроконфликтная ситуация. В такой ситуации человек должен действовать, чтобы спасти свою жизнь, но как надо действовать он не знает. Ещё одной причиной аффекта выступает неожиданность, вызывающая аффективные реакции, но готовность к действию отсутствует. Наблюдения показывают, что возникновению аффекта способствуют переутомление, нарушение ритма сна и бодрствования, астенизация.
Таким образом, временные функциональные психофизиологические состояния и устойчивые индивидуально-психологические особенности человека в аварийных условиях способствуют развитию аффективных реакций.
Кратковременные аффективные реакции при неблагоприятных условиях могут привести к глубоким психическим нарушениям, что означает переход в болезнь.